Примерное время чтения: 6 минут
1461

Кабала для таксиста. Проблемы водителей и как они отражаются на клиентах

Андрей Хорошавин / АиФ

Почему низкие цены это плохо, чем опасен сговор агрегаторов и на что приходится идти обычным водителям такси, что бы просто заработать своей профессией, выяснял «АиФ».

Студенты и даже школьники Калуги всё чаще добираются до своих учебных заведений на такси. Сегодня поездка на таксомоторе для пассажира может выйти дешевле, чем на общественном транспорте.

Стоимость билета в маршрутке 22 рубля. При этом сначала нужно дойти до остановки общественного транспорта, а потом – до нужного места. А если собраться вчетвером, то за 20 рублей такси довезёт от подъезда до подъезда.

Удобно? Да. Выгодно? Без сомнений. На такси можно и в булочную съездить. Один мой знакомый таксист с горькой усмешкой рассказал один случай. Подъехал он на вызов и видит, стоит у подъезда мужик с мусорным пакетом. «Братан, выручи. Жена пристала с мусором, а я вчера перебрал, не могу совсем». Пришлось довезти бедолагу до контейнера и обратно.

Начало конца

Первые тучи сгустились, по мнению многих таксистов, несколько лет назад. Тогда в городе работало несколько перевозчиков. Более-менее здоровая конкуренция, равные условия для бизнеса, – всё это позволяло вести цивилизованные перевозки. Возникали, конечно, и конфликты между водителями и клиентами. Однако на общую картину эти случаи не влияли.

Кстати
Профессиональные таксисты считают оптимальным следующий тариф: 150 рублей за посадку и 15 рублей за километр пути.
Рассказывает Сергей, таксист со стажем работы 11 лет:

«Всё началось пять лет назад, когда в Калугу пришёл первый агрегатор такси. Они начали снижать тариф. Сделали сразу посадку 40 рублей и стали доплачивать таксистам, потому что им же нужно водителя заманить. Идёт своеобразная двойная касса: одну цену платит клиент, другую сумму получает водитель. К примеру, вы за поездку заплатили 70 рублей, водителю доплатили до 120. Водители клюнули на эту уловку, но постепенно все доплаты сошли на нет».

Затем в город пришли другие сетевые компании, и сейчас работать в такси стало совсем невыгодно. Низкие тарифы, огромные комиссии агрегаторов и отсутствие местных перевозчиков сделали своё дело.

«Число аварий с участием такси, увы, закономерный итог сегодняшнего неурегулированного рынка этого вида перевозок. У нас очень низкий уровень безопасности труда водителей, — говорит член Общественного совета Министерства транспорта России, председатель профсоюза «Таксист» Андрей Попков. — Почти 100% таксистов на сегодняшний день работают без оформления трудового договора. Единицы берут водителей в штат. Остальные оформляются как индивидуальный предприниматель. Необходимо признать агрегаторов работодателями по отношению к водителю, заставлять их заключать трудовые договора с водителем без всяких этих «подключашек». Ведь сегодня 30% от общей суммы забирает себе агрегатор. Это много, их услуги ничтожны по сравнению с работой водителя. Если его обязать брать до 10%, это будет нормально».

Сами водители ожидают появления закона о такси, который позволит выйти из тени.

«В Государственной думе сейчас рассматривается законопроект, регулирующий работу таксистов. Нам он необходим как воздух. Те, кто сегодня пытается работать «в белую», задыхаются от огромного количества нелегальных перевозчиков. Нужно внести ответственность информационных служб за передачу заказа нелегальному водителю, не имеющему разрешения на перевозку пассажиров», — рассказывает директор региональной общественной организации содействия автомобилистам «Дорожный патруль – Калуга 40» Дмитрий Павлюченко.

По его мнению, одним из выходов может статья организация в городе муниципального автопарка. Там они смогли бы официально устроится и получать стабильную зарплату, а тариф регулировался бы непосредственно в городе.

Чтобы что-то заработать и привезти в семью, мне нужно работать больше 10 часов

«Уверен, очень многие тогда бы повесили шашечки и вышли из тени, — говорит Дмитрий Павлюченко. — Количество автомобилей такси в городе сегодня избыточно. Иногда невозможно вызвать машину, не потому, что все на разъездах, а потому, что водителю некоторые заказы невыгодны. Водители стараются брать либо короткие маршруты, либо дальние совсем. Пассажиры привыкли к низким тарифам. В ближайшем будущем над нами уже будут смеяться маршрутчики. Они зарабатывают больше. Со стандартного заказа водитель в итоге имеет 30-35 рублей. Чтобы что-то заработать и привезти в семью, мне нужно работать больше 10 часов. А это уже вопрос безопасности».

Агрегаторы и «подключашки»

Сетевые компании с водителями как с физическими лицами не работают. Они сотрудничают с юрлицами и ИП. К примеру, вы регистрируете фирмочку и называете её, скажем, «Парк 40», затем заключаете договор с агрегатором. И все финансовые дела проходят через эту «подключашку». Фирма эта — обычная прокладка, посредник, ни за что не отвечающий. Она работает с водителями.

Как рассказали сами таксисты, устроится на работу можно за 10 минут. Фотографируете своё авто, скачиваете по Интернету программу, скидываете туда фото машины, прав и другие документы. Через несколько минут вам приходит логин и пароль для входа в информационную систему, и всё. Вы на линии и можете возить пассажиров. Никого не волнует, трезвый вы или с похмелья, в каком техническом состоянии ваш автомобиль, есть ли у вас медицинские допуски, сколько часов вы крутите баранку и т. д. При этом агрегатор и «подключашки» не несут никакой ответственности, за всё отвечает сам водитель.

По разным данным в Калуге сегодня до 70% всех такси — это такие подключённые за 10 минут водители. Подработчики к тому же нередко возят людей даже без путевых листов. И главное — в этом случае пассажир, садящийся в такое такси, едет на свой страх и риск.

Ситуацию комментирует Александр, стаж работы в такси 8 лет:

«В отрасли сейчас дно. Почему таксисты не хотят легализоваться, создать свой бизнес? Им не выгодно. Агрегатор сожрал все службы. При этом он – не такси, это биржа, где ты покупаешь заказ и при этом он диктует свои условия, устанавливает тариф. Тариф должен устанавливать перевозчик,  однако их диктуют информационные службы. И куда после этого деваться водителю?»

Все водители, которые поделились своей нелёгкой нынешней судьбой, просили не называть их фамилий. Как бы тяжело ни складывались условия работы, для многих из тех, кто профессионально работает в такси, — это единственный заработок. А вот что не удаётся пока измерить — предел терпения водителей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах