Произведения «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион» профессора Толкина стали классикой литературы. Кроме того, они положили начало и ролевым играм, которыми увлеклись сотни тысяч людей разного возраста.
На пространстве бывшего СНГ первыми самыми массовыми стали «Хоббитские игрища». Ролевая игра на местности (или, как ещё называют, полёвка) состоялась под Красноярском в 1990 году. С тех пор ролевые клубы стали появляться повсюду.
Круглосуточное кафе и бар в рок-стиле ресторатора Алексея Кузнецова известны многим калужанам. Сам же бизнесмен вырос на ролевых играх. Впрочем, и сейчас своё хобби не забросил и выезжает игры, как и прежде.
«Лыжи и лопаты пустим на клинки…»
Екатерина Кузьменко, «АиФ-Калуга»: Что изменилось в организации и проведении игр по сравнению с девяностыми?
Алексей Кузнецов: Тогда можно было приехать на игру без взноса и даже без костюма, в косухе и джинсах. Костюм тебе могли одолжить, иногда игровую одежду дошивали прямо в лагере. А сейчас даже для крепостей стройматериал заказывают. Раньше их строили из сушняка. Разрешений на порубку не было, просто договаривались с лесником. Нынешние покупные оружие и доспехи в разы лучше. Если бы я время от времени не распродавал игровое снаряжение, дома скопился бы целый арсенал. На данный момент у меня полный доспех на XIV век, есть и на X-XI.
Появился интернет, который позволяет общаться с мастерами за год до игры, обговаривать правила. Раньше правила узнавали либо на полигоне, либо в электричке по дороге на игру, а с мастерами можно было только по междугороднему телефону связаться.
— Когда вы впервые попали на игру?
— Я пришёл в ролевое движение в 15 лет, в 1995 году. Учился тогда в колледже культуры, сокурсники обсуждали игру по артурианским легендам и рассказали, что там можно будет драться на мечах. Напросился с ними, распорол свою коллекцию жестяных банок и нашил кусочки металла на полосатый свитер. Отец дал десять рублей на дорогу. И я поехал в лес.
— Мечи из лыж были как раз в тот исторический период?
— Конечно! Лыжи, черенки от лопат, дюралевые пластины, взявшиеся не пойми откуда. Хвостик лыжи распиливали пополам, болтами прикрепляли к деревянному бруску. Получался лук. Жили такие штуки долго. В ход шло всё. У нас парень сделал арбалет из титановой пластины. Выстрелил, пробил дверь туалета и дверцу стояка. Арбалет он, конечно, после этого разобрал.
— Какими путями люди приходили в ролевое движение?
— Часто увлечение начиналось с клубов любителей фантастики. Многие калужские ролевики выросли при школах: шестой, девятнадцатой. Там были преподаватели, которые заинтересовали своим хобби детей. В общем, интеллигентные начитанные молодые люди. В Москве я работал в частной школе на улице Хавской. Многие учителя увлекались ролевыми играми, и часто занятия проводились в игровой форме. Например, на уроке химии как-то устроили игру про джиннов и ифритов. Так назвали щёлочь и кислоту. Джинны и ифриты были страшной силой, но аннигилировали, когда касались друг друга. На уроке информатики рассчитывали траекторию для звездолёта.
Думаю, люди, которые приходят в ролевые игры сейчас, ждут того же, что и мы: чуда, сказки.
Со щитом, а не на щите
— Как сейчас обстоит дело со стандартом безопасности на играх?
— Во-первых, оружие и защита стали куда качественнее. Во-вторых, практически на всех играх-тысячниках, куда приезжают люди со всей России, есть бригада скорой помощи. У мастеров есть машина на случай, если человеку стало плохо, и его надо срочно отвезти в город. Иногда даже ЧОП нанимают.
— Игры по каким произведениям и вселенным вам нравятся?
— Когда я начинал, было очень много игр по Стругацким. Я и сейчас их очень люблю. Играть по историческим событиям тоже интересно. Может зацепить игра и по Столетней войне, и по девятому веку. А вот фэнтези меня не особо интересует. Стараюсь ездить и на камерные небольшие игры, и на тысячники. Получается два-три выезда в год. Но для меня важнее не тема игры, а люди, которые эту игру делают.
— Были ли у вас сыгранные персонажи, которые долго не отпускали?
— Сложный вопрос. Тяжело воплотить образ, принципиально отличный от себя. Мне нравится подход Станиславского: персонаж — это я в предлагаемых обстоятельствах. Свой след оставили профессор Бромберг с одной из игр по произведениям Стругацких, это было в 96-ом году, и священник, отец Кузьма с игры по Руси времён татаро-монгольского нашествия.
— Расскажите о спортивном мечевом бое. Какое отношение он имеет к ролевым играм?
— СМБ во многом создали бывшие ролевики. На играх фехтование довольно сильно ограничено: запрещены удары в голову, колющие удары. Были увлечённые люди в этой субкультуре, которые изучали именно фехтование. Но, опять же, чтобы научить человека фехтовать железным оружием, нужна дорогостоящая экипировка, на которую не каждый найдёт деньги. Кроме того, будущему бойцу не мешает подрасти. Примерно из этих соображений исходила создательница СМБ Мария Давыдова. Заниматься спортивным мечевым боем можно с ранних лет, экипировка и оружие там мягкие. Есть и методички для подготовки, и спортивные разряды.
Если ты повёл людей за собой, то повёл. Если поверил в себя, то поверил. Это не понарошку.
— Помогают ли в бизнесе социальные навыки, наработанные на играх?
— Да. Если твой персонаж на игре попадает в критическую ситуацию, тебе её разгребать. Если ты повёл людей за собой, то повёл. Если поверил в себя, то поверил. Это не понарошку.