Почему у современных учеников и педагогов нет мотивации к образованию, какие взаимоотношения в современной школе рассказал заслуженный учитель России.
Более 350 лет насчитывает общий педагогический стаж династии Зеленовых. Сам же Сергей Вадимович трудится в калужской школе уже 46 лет.
Школа или милиция
Олеся Кузьмич, «АиФ-Калуга»: Сергей Вадимович, как начался ваш путь в педагогику? Когда вы пришли в эту школу? Кто помогал вам, молодому учителю, делать первые шаги в работе?
Так что с пятой школой у меня связано самое лучшее, что было в моей жизни.
— С какими сложностями сталкивается современный учитель?
— На мой взгляд, одна из сложностей в работе учителя сегодня — это отсутствие у детей учебной мотивации. Впрочем, эта же беда есть и у самих учителей — они не мотивированы на творчество, инициативу, на достижение успеха. Но самое главное отличие современного учителя от его коллег в советское время — это то, что, благодаря Интернету, он перестал быть единственным источником информации. Да и ученик может получить любую информацию в Интернете.
Во взаимоотношениях ученика и учителя, на мой взгляд, перемен не произошло. Если учитель интересен ученикам, то отношения у них будут прекрасные. А вот если рассматривать взаимоотношения учителя и родителей, то складывается впечатление, что родители забыли о своих обязанностях по обучению и воспитанию своих детей. И перекладывают всё на школу. Это неправильно.
— Была ли лучше советская система образования?
— Думаю, сравнивать две системы образования — дело пустое. Надо понимать, что, перейдя в XXI век, образование стало другим и результаты российской системы образования мы получим, дай Бог, лет через 20. Но первые успехи уже есть — победы наших ребят на международных олимпиадах впечатляют.
Где взять учителей?
— Сегодня в образовании есть кадровая проблема. Как обстоят с этим дела в вашей школе?
— У нас не хватает учителей начальных классов, многие работают на полторы ставки, есть шесть педагогов старше 65 лет.
Я согласен с министром образования области Александром Аникеевым — нам нужен новый учитель. А для этого нужно изменить школу так, чтобы в неё хотелось прийти работать.
Если говорить о проблемах — это невысокая заработная плата, проблема кадров, нет чёткого определения прав и обязанностей педагога, родителя, руководителя и всех, кто отвечает за школу, отсутствие системы социальных гарантий. Я проработал в школе 46 лет, и за это время ни один учитель из нашей школы не получил квартиру. Это ведь проблема.
— Как относитесь к тому, когда из-за нехватки педагогических кадров в школах работают пенсионеры?
О работе и учениках
— Сложно ли быть директором? С какими проблемами сталкиваетесь? Какие радости приносит работа?
— Конечно, сложно. Если до конца понимаешь, куда «влезаешь». Когда в 1998 году встал вопрос о назначении в нашу школу нового директора и коллеги назвали мою фамилию, решение я принял не сразу. Пришлось обсуждать этот вопрос на семейном совете. Целый месяц мы обдумывали, что необходимо сделать, чтобы школа не уронила своего имиджа, своих позиций. Тогда мой дядя, благословляя меня на должность директора, дал совет: большую часть времени должна занимать хозяйственная деятельность, потом работа с коллективом учителей, учебно-воспитательная работа и работа с родителями. Ах, как давно это было…
Но только сейчас я начинаю понимать — как одинок директор в школе. Пришло глубокое убеждение того, что директор — это человек, который принимает решения и несёт всю ответственность за эти решения.
Радость, которую приносит работа, — это общение с умными людьми: учениками, родителями, коллегами, начальниками. Радость приносят и встречи с теми, кто, критикуя, предлагает.
— Есть ли среди ваших учеников кто-то, кто особенно запомнился, чем?
— Помню всех, со многими общаюсь и очень-очень удивляюсь, что некоторым уже более 60 лет. Всех перечислить невозможно. Уверен, что не обидятся те, кого не назову, но вот сразу вспоминаются, например, Вася Андреев, который поражал на уроках быстротой мышления. Помню Серёжу Буцева, сейчас он военный пенсионер, доктор военных наук, причастный к разработке стратегического оружия, которое показывал Владимир Путин на одном из заседаний.
Хорошо помню поэтические строки Оли Ерёминой, а она теперь — писатель и поэт.
Беспросветный троечник Альберт Терехов, которого в походах и на туристических соревнованиях ребята уважительно называли «учитель» сейчас электрик 6-го разряда.
Милые мои девочки Оля Петрова и Жанна Лёля, которые на туристических соревнованиях всегда побеждали в конкурсах песни, сейчас известные артистки. Оля — в местном драматическом театре, а Жанна — в Мариинском в Санкт-Петербурге.
Но главное, что меня радует, — многие из моих учеников стали порядочными людьми.