Примерное время чтения: 8 минут
516

Распробовали и удивились! Быть ли Калуге новым туристическом чудом Росссии?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ-Калуга №45 09/11/2022
Желающих записаться на пешеходные экскурсии по городу больше, чем свободных мест.
Желающих записаться на пешеходные экскурсии по городу больше, чем свободных мест. / Татьяна Каледина / Из личного архива

Когда из каждого утюга слышатся призывы властей путешествовать внутри страны, а курс отечественной валюты давно не радует, волей-неволей задумаешься, а не поездить ли по родным просторам.

Что такое на деле внутренний туризм, кто он, потенциальный путешественник, приезжающий в Калужскую область, и почему иной раз отдых в регионе стоит так дорого, на эти вопросы kaluga.aif.ru ответила руководитель Агентства развития туризма области Татьяна Каледина.

Кто ты, мил человек?

Владимир Андреев, Kaluga.aif.ru: Татьяна Евгеньевна, нарисуйте портрет туриста, приезжающего в Калужскую область.

Каледина Татьяна, экскурсии, агентство развития туризма

Татьяна Каледина: За последние два года портрет туриста сильно поменялся. Раньше популярностью пользовались туры выходного дня для семейного отдыха. С 2020 года возник всплеск интереса к природе, к экологическому туризму. В так называемый постпандемийный период люди стали больше внимания обращать на природу, на ЗОЖ. Кроме семей в последние годы к нам приезжает много индивидуальных туристов. Едут из столицы и Московской области, прилетают из Санкт­-Петербурга. По возрасту это и молодёжь, и пожилые люди. Кстати, узнаваемости Калуги в России поспособствовал проект «Новогодняя столица». Мы были одним из немногих регионов, который в то время оставался открыт. Тогда к нам очень много людей приехало из ЦФО. И побывав у нас впервые, они возвращаются снова. До 90% наших туристов — это жители Москвы и Московской области. На ноябрьских праздниках мы стали для них самым бюджетным железнодорожным направлением.

Досье
Татьяна Каледина родилась и выросла в Калуге. В 2004 г. окончила факультет иностранных языков Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского, в 2011 г. — магистратуру Северно-Иллинойсского университета (США). Генеральный директор Агентства по развитию туризма Калужской области, руководитель «Туристско-информационного центра «Калужский край».

— Люди пожилого возраста традиционно приезжают в исторические места региона. Это и Оптина пустынь, и Боровск с его неповторимой старой архитектурой. А что привлекает молодёжь?

— Прежде всего, вторая очередь музея истории космонавтики. Возрастает интерес к тематическим экскурсиям: на новые предприятия, в места, связанные с историческими событиями. Очень привлекает туристов смешение архитектурных стилей в городах, прежде всего, в Калуге. Молодёжь любит наши событийные мероприятия: Архстояние, Бессоницу, масленицу в Николо-­Ленивце. Конкретно москвичи облюбовали Тарусу — там в последнее время открылось много туристических точек. Например, сад и дом-музей учёного-­агронома Николая Ракицкого.

— Сейчас в Калуге стали модными пешеходные экскурсии. Их проводят местные краеведы, экскурсоводы. Они составляют конкуренцию вашим гидам?

— Ни в коем случае! Чем больше их будет, тем лучше. В этом году туристко-информационный центр (ТИЦ) «Калужский край» продолжил свой проект по бесплатным пешеходным экскурсиям. Десять лет мы водим людей по паркам и улицам города, рассказываем об истории, интересных событиях. Сейчас мы расширили перечень наших экскурсий до 20. Они проходили всё лето, каждую пятницу. Эти прогулки комфортно можно проводить для 25, максимум, 30 человек, а у нас записывались до полусотни. Так что нам приходилось даже кому-то отказывать. В общем, был ажиотаж.

— Кто приходит на такие прогулки?

— Записываются и пожилые люди, и молодёжь. Приходят семьями, целыми школьными классами. В этом году мы расширили географию экскурсий и включили в проект Обнинск. Бесплатные экскурсии у нас были также в Мещовске, Малоярославце, Боровске, Тарусе и Полотняном заводе. В следующем году захватим другие малые города области. Людиново, например.

Глэмпинг против коровы

— Агротуризм стал модным в России несколько лет назад. В Калужской области есть желающие корову подоить, дрова наколоть, сено поворошить?

— На агротуризм есть спрос, но, мне кажется, сейчас этот сегмент туризма больше переформатировался на молодёжную публику. Я имею ввиду глэмпинг. Вы приезжаете в живописное место, и вам предлагают либо стационарные домики, либо комфортабельную палатку с кроватями, умывальником и другими удобствами. Таких стоянок у нас в области несколько.

Вообще, прежде чем ехать куда-либо, нужно же понять, что тебя ждёт. В Гостиных рядах у нас находится туристско­-информационный центр. Это не музей, это информационная точка с интерактивными стендами, инсталяциями. Там все желающие могут получить информацию о туристических достопримечательностях и маршрутах региона. В лекционном зале мы показываем видеоролики, в демонстрационном зале проводим выставки фотографов и художников нашей области.

У нас есть единый туристический портал в Интернете, мы обновляем его практически ежедневно. Кстати, ТИЦ не только в Гостиных рядах. Есть небольшой информационный пункт возле драмтеатра, передвижной ТИЦ — в Малоярославце, и в марте этого года мы открыли филиал ТИЦ в Доме учёных в Обнинске.

— Основной поток туристов в регион идёт из Москвы и Подмосковья, и именно они формируют ценовую политику. А что делать нашим туристам или, скажем, людям из других, не столичных регионов. Не все же такие богатые?

— Многие предприниматели стараются делать либо скидки, либо спецпрограммы для местного населения. В том же Николо-Ленивце ежегодно выделяют определённое количество бесплатных билетов, которые распространяют среди жителей Дзержинского района. В Этномире бывают акции, когда, предъявив паспорт с местной регистрацией, можно получить различные преференции.

Южные районы потенциально готовы принимать гостей. Недорогие базы отдыха с рыбалкой или охотой — очень перспективный вариант.
— И всё же, вы ориентируетесь на московского туриста или на калужского, из соседних областей?

— Наша задача — увеличить туристический поток. Я уверена, к нам охотно поедут туристы из Смоленской, Брянской, Тульской областей. У нас есть перспективы роста. Южные районы потенциально готовы принимать гостей. Недорогие базы отдыха с рыбалкой или охотой — очень перспективный вариант. Конечно, всё это делается не быстро — нужны солидные денежные вливания в обустройство кемпингов, подъезда к ним, да того же зарыбления прудов. Однако мы считаем это очень важным направлением.

Знай свою историю

— Патриотический туризм — новое словосочетание. Как вы его понимаете?

— Любовь к Родине, она была, есть и будет. И тем, кто понятие патриотизм воспринимает сердцем, важно и интересно лучше узнать историю своей страны. А если мы говорим про военную тематику — отдать дань уважения памяти тех, кто Родину защищал от врагов.

Музей истории космонавтики традиционно популярен у туристов.
Музей истории космонавтики традиционно популярен у туристов. Фото: Из личного архива/ Татьяна Каледина

— В этой связи, быть может, военно­патриотическое поисковое движение «Память», которое зародилось в нашем регионе, поможет людям лучше понять военную историю?

— Работа поисковиков — не развлечение. Но вообще эта тема, которую надо сначала хорошо изучить, мы этим ещё не занимались. Это задача, так сказать, на перспективу. У нас для этого всё есть, сформированы маршруты. С поисковиками из отряда им. Краснопивцева к 75-летию Великой Победы мы сняли пять короткометражных документальных фильмов. Их можно посмотреть на нашем RUTUBE-канале. Проект называется «Приближали, как могли». В них мы рассказываем о местах, где проходили кровопролитные бои и в конце прокладываем на карте маршрут, как туда добраться.

Есть у нас и отдельный военно-­патриотический маршрут, посвящённый маршалу Победы Георгию Жукову: Стрелковка — Жуков с возможностью заехать в Медынь на Военфильм. Там прекрасная экспозиция. К тому же, можно и в съёмках поучаствовать.

— Может ли Калужская область стал новым туристическим чудом России?

— Русский человек любит путешествовать. Мы распробовали внутренний туризм и поняли, какая у нас интересная страна. Мы встряхнулись и стали ездить по родным просторам. В этом году много калужан путешествовали по нашей области. Оказалось, что у нас столько всего интересного! Появилось несколько новых фестивалей, например, «Бумажное сердце» в Полотняном Заводе. «Запоминай и возвращайся» — это наш туристический слоган. И мы рады, что туристы к нам возвращаются. Мы, действительно, развиваемся и готовы стать новым туристическим чудом России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах