После решения о запрете на работу мигрантов в общепите, торговле и транспорте люди со страхом ждут будущего. Кто-то боится остаться без средств к существованию, а кто-то — толп безработных приезжих на улицах.
О том, как иностранцам живётся на Калужской земле и что они делают, чтобы интегрироваться в российское общество, «АиФ-Калуга» рассказала руководитель узбекской национально-культурной автономии «Хумо» Барчиной Нурудинова.
Чемодан, вокзал, постойте?
Надежда Бастрикова, «АиФ-Калуга»: Барчиной, как вы относитесь к тому, что Калужская область вышла из программы по содействию добровольному переселению соотечественников?
Барчиной Нурудинова: Говорить, плохо это скажется на общей обстановке или нет, пока рано. Но что сделано, то сделано. Когда-то это должно было случиться. Некоторые мигранты приезжают — языка не знают, культурой не интересуются, документов не имеют, да ещё и совершают противоправные действия. Мне всегда хочется сказать таким ребятам: не ждите, пока вас выведут под руки с позором, езжайте сразу сами домой.
— А обращаются ли за помощью к вам те, кто только собирается в Россию?
— Да, и мы помогаем, чем можем. Сами через это проходили. Понимаем, как это не просто — освоиться на чужбине. Но мы стараемся — проводим конкурсы красоты разных национальностей, Дни дружбы народов, сами участвуем во многих культурных мероприятиях. Поэтому иногда бывает очень обидно слышать за спиной «Понаехали!». Конечно, я не оправдываю тех, кто поступает недостойно. Но нельзя же судить обо всех по одной нелицеприятной истории. Не бывает плохих народов, бывают только плохие люди.
— В другом регионе или стране любому народу важно сохранять свои идентичность и культуру. Иначе мы потеряем себя. Но и изучать местные традиции нужно. Мы, например,
дома говорили с детьми не только на узбекском, но и на русском языке. Поэтому они прекрасно его понимают и легко общаться с окружающими. В школе мои дети изучали христианство как факультативный предмет. Кто-то удивится, зачем это мусульманам? Всё просто: мы должны знать культуру той страны, в которой живём. Я считаю, что-то подобное было бы неплохо организовать и для вновь приезжающих. Они же не только здесь работают, но и проводят досуг. Наша общая задача — показать им, что здесь тоже их дом. Неважно — временный или постоянный. Не будешь же вести себя дома неподобающим образом.Проблемы от незнания
— Вы затронули тему трудоустройства. Многие жалуются, что из-за приезжих местным сложнее устроиться на работу. Как думаете, они правы?
— Не совсем. Давайте смотреть объективно: приезжие соглашаются на любую работу, зачастую с низким заработком и ненормированным рабочим днём, на которую местные не идут — дворниками, посудомойками, разнорабочими. При этом многие работают сразу в двух-трёх организациях.
— А какие сферы чаще выбирают трудовые мигранты?Любому народу важно сохранять свои идентичность и культуру. Но и изучать традиции той страны, где живёшь, тоже очень важно.
— На самом деле самые разные — и попавшие под запрет общепит с транспортом, и строительство, и медицину, и науку. Кто что умеет, тем и занимается. Народ Узбекистана очень мягкий и дружелюбный. Много людей работает в искусстве и культуре. Хотя я считаю, нельзя делить людей по этническому принципу — узбеки— торговцы, а армяне, например, певцы, славяне— хлеборобы. Мы все одинаково имеем голову, две руки и две ноги. Каждый сам выбирает, где ему трудиться.
— Вы знакомите со своими традициями коллег по работе, соседей?
— Обязательно. Ведь все проблемы от незнания. Нужно общаться друг с другом, чтобы окружающие могли видеть, как мы живём, как друг к другу относимся. На самом деле между нами гораздо больше общего, чем многие думают. Например, праздники.
Например, у вас существуют колядки, у нас тоже есть похожая традиция — ходить по соседям с шутками и песнями. И, конечно, мы заранее готовим национальные угощения. Также наша организация разработала проект «Дастархан — очаг культуры и добра», который знакомит людей с нашими традициями. Если мы как народности не знаем друг друга, то так и будем настороженно друг к другу относиться.
— Отношение местных меняется после того, как они знакомятся ближе с вашими традициями?
— Да. Людям нравятся такие вещи. Некоторые потом подходят, говорят: мы даже не знали, как это красиво. Сравнивают наши музыкальные инструменты, блюда, национальную одежду. Если мы всё будем делать вместе, то и жить будет проще. В любой народности есть понятие «навалиться всем миром». Дома так строили, свадьбы играли. Да, что дома — страну после войны отстроили!
Вражда – плохое дело
— Судя по статистике, в Калуге много межнациональных семей. С одной стороны, это неплохо. А с другой стороны, есть такое явление, как фиктивные браки – ради гражданства. Как вы к этому относитесь?
— Я за настоящие чувства. Если молодой человек приехал сюда на заработки и здесь полюбил, почему нет? А если он не хочет создавать семью, а преследуют лишь корыстные интересы, Бог ему судья. Когда мы узнаём о таком, конечно, беседуем, проводим некую воспитательную работу. Кто-то прислушивается, кто-то – нет. Мне сложно сказать, почему такое происходит. Видимо, в какой-то момент мы что-то упустили.
— Как возникла идея создать национально-культурную автономию?
— Поначалу просто было желание познакомить местных со своей культурой, кухней, традициями, оставить здесь частичку Узбекистана. А потом появилась идея как-то это всё объединить. Про такие вещи всегда говорю — пришло время, значит, так должно было случиться.
— Раньше в Советском Союзе не делили друг друга по национальностям, все жили, как одна большая семья. Возможно ли, по-вашему, вернуть подобную дружбу народов?
— Возможно. Но думать об этом и делать это нужно сейчас. Нельзя ждать, пока придёт кто-то извне и заставит людей объединиться перед общей бедой. У нас есть прекрасный пример — Великая Отечественная война. Наши деды на передовой делились куском хлеба, а матери в тылу поднимали детей, не разбирая, кто чей. Они подарили нам такую прекрасную жизнь, а мы почему-то всё портим и только отдаляемся друг от друга. А стоит помнить слова писателя Алишера Навои: поймите, люди всей земли: вражда — плохое дело, живите в дружбе меж собой — нет лучшего удела.