Примерное время чтения: 9 минут
1104

Ипостаси педагога. Как учителю удается реализоваться в спорте и живописи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Калуга №44 31/10/2018

О том, как совершенствуется в искусстве рисования, почему решил заняться спортом и как оказался в списке участников «Учитель года — 2016» рассказал педагог из 46 школы города Калуги.

Нестандартная педагогика

 «Работать в школу не пойду никогда», — решил студент биохима КГУ им. Циолковского Юрий Шелдагаев после экзамена по методике преподавания биологии. И мысленно представил себя специалистом в сфере экологии или биологии. А спустя всего несколько лет его фамилия была отмечена в списке участников городского конкурса «Учитель года — 2016». О том, что в 2013 году началась его педагогическая деятельность в средней школе № 46, Юрий не пожалел еще пока ни разу. Скорее даже наоборот, благодарит судьбу за такой неожиданный поворот.

«Сейчас я строгий учитель, раньше был более либеральным, но чувство справедливости было присуще мне всегда, — говорит Юрий. — Приветствую новые методы в преподавании. Если вижу, что они действительно работают, то применяю их в своей практике».

Для него важно не только давать ученикам знания по своему предмету, но и воспитывать у них критическое мышление и логику. В этом отлично помогает установление межпредметных связей, а также нестандартный подход к объяснению учебного материала.

«Люблю задавать ученикам каверзные вопросы, которые требуют не заученного ответа по учебнику, а логических размышлений и выводов. Вот, например, результатом суммы 1+1 в математике будет число два, а с точки зрения моего предмета будет три. Почему? Подумайте… Бывает, что подвергаю сомнению написанное в учебнике, тем самым заставляю детей думать и анализировать — а действительно ли написанное является истиной, и если да, то почему. Сомнение помогает формировать собственное мировоззрение».

За последние четыре года работы Юрий испытал на себе радости и тяготы классного руководства, сейчас у него классное руководство в 11 «Б». Даже для учителя с большим опытом почти три десятка подопечных являются серьезной задачей, но Юрий Владимирович справляется.

«Стараюсь их контролировать, но всегда готов помочь, даже если проблема, с которой пришел ученик, совершенно не касается школьных будней. Думаю, что ученики мне доверяют».

Несмотря на небольшой педагогический стаж, Юрий Шелдагаев уже может говорить о результатах своей работы. На счету его учеников победы в городских и интернет-олимпиадах, на его собственном — второе место в городском конкурсе «Учитель года — 2016», а в этом году первое место в международной учительской онлайн олимпиаде по молекулярной биологии.

Творческая инвестиция в будущее

Рисовать Юрий любил еще со школы, рисунки у него получались отличные, и мыслей о дополнительном художественном образовании не было. Но случилось так, что за рисунок вазы он получил вместо привычной пятерки четыре. И тогда, обидевшись на себя, шестиклассник Юра отправился в художественную школу, которая дала знания, опыт и необходимую практику, но почему-то исчерпала силы и желание дальше заниматься творчеством. По окончании художественной школы Юрий почти пять лет не рисовал.

Идея создания полотна «Тепло бесценно» появилось в 2017 году, сейчас работа близится к завершению
Идея создания полотна «Тепло бесценно» появилось в 2017 году, сейчас работа близится к завершению Фото: Из личного архива/ Юрий Шелдагаев

«Когда мне понадобились карманные деньги, я пошел подрабатывать грузчиком, — вспоминает Юрий, — а потом вспомнил, что умею рисовать и могу попробовать подрабатывать этим занятием».

Этим летом он прошел курс обучения в «Летней школе», организованной Санкт-Петербургским государственным академическим институтом имени И.Е. Репина. 

«Это было очень полезно для меня. Благодаря знаниям и умениям, полученным в школе, я теперь по-другому вижу некоторые свои полотна и начал переделывать их, совершенствовать. Но есть и другая сторона медали — чем больше учусь, тем больше понимаю, что мне стыдно за более ранние работы, ведь в них есть много недочетов с точки зрения правил построения академического рисунка».

Кстати
В творческой копилке художника около 30 портретов, выполненных в разных техниках. Есть сюжетные работы, выполненные по индивидуальному заказу, одна из них даже уехала в Германию. Над холстом «Эпоха» Юрий работает уже 2,5 года, переделывает, совершенствует, применяя новые знания.

Как художник Юрий уже имеет достижения. Он постоянный участник выставки-конкурса имени Афанасия Куликова, сейчас готовит две работы на эту выставку, победитель выставки-конкурса «Молодой художник — 2017» в номинации «Графическая композиция» в своей возрастной группе.

Сюжеты работ молодого художника — природа, городские виды, есть полотна с философским смыслом. Герои полотен — обычные калужане, знакомые и друзья художника. 

«Я как режиссёр для своих работ, — признаётся Юрий, — подбираю именно тех героев, которые, по моему мнению, подходят идеально. В жизни это могут быть люди совершенно разные, но для моей картины я вижу именно их в одном конкретном цельном образе».

Юрий всегда восхищался работами художников 19 века, поэтому основным для своих работ выбрал именно академический рисунок. Сейчас занимается углублением знаний и оттачивает навыки работы со светом и тенью, экспериментирует с использованием цветов.

При таком серьезном подходе можно заподозрить, что хобби может существенно сдвинуть педагогическую деятельность на второй план, но Юрий уверяет, что такого не случится: 

«Я стремлюсь к балансу. И, если честно, то заметил, что мое творчество помогает мне работать, а работа стимулирует творчество. Ни одно из занятий не идет в ущерб другому. И если я выберу когда-то хобби в виде основного занятия, то это будет только в более зрелом возрасте. Сейчас предпочитаю накопить необходимые знания и опыт».

Дни творчества Юрий чередует с днями спорта.
Дни творчества Юрий чередует с днями спорта. Фото: Из личного архива/ Юрий Шелдагаев

Философия жизни

Несмотря на молодость, Юрий целеустремленный человек, который уверен, что успеха добиться можно во всем, начиная от собственного физического и психологического состояния, заканчивая любым своим занятием.

Причем он убежден в необходимости гармоничного развития личности — если человек развит физически, то он сможет успешно развиваться и умственно.

С детства Юрий занимается спортом. Сейчас это воркаут, смешанные единоборства, выполнение элементов спортивной гимнастики. 

«Когда-то я забросил спорт, стал весить больше ста килограммов, — удивляет Юрий. — Но однажды решил изменить себя, начал бегать, выполнять подтягивания. Да, было тяжело, но за год я изменился неузнаваемо: потерял значительно в весе, но приобрел много полезных привычек, среди которых правильное сбалансированное питание и ежедневная физическая активность».

Юрий считает, что спорт воспитывает волю. А волевой человек может отказаться от каких-то своих желаний ради идеи.

«Я мог бы, скажем, доехать на автобусе до места работы, выйти на своей остановке и сделать несколько шагов до школы, но я предпочитаю выйти на одну остановку раньше и прогуляться пешком. Это хорошо как для физического, так и для душевного состояния — мысли приходят в порядок, нет никакой торопливости, сбивчивости, зато есть заряд бодрости и энергии. А ведь ученики очень хорошо чувствуют настроение учителя. Если я собран и спокоен, то и они будут более настроены на учебный процесс».

Менять профессию Юрий не планирует, ему нравится сфера образования. А жизненная философия подсказывает заниматься саморазвитием по всем направлениям своей деятельности и непременно двигаться вверх, в том числе и по карьерной лестнице.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах