7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации, а в уходящем году российской авиации исполнилось 100 лет. Не каждый регион может позволить себе собственный аэропорт, причём международный. Сегодня из Калуги можно улететь в Санкт-Петербург, Мурманск, Сочи, Минеральные Воды, Минск и Ереван.
Накануне праздника kaluga.aif.ru встретился с советником генерального директора по коммуникациям международного аэропорта Калуга им. К. Э. Циолковского Владиславом Ерёминым и поговорил с ним об итогах и новых маршрутах.
Как стать пилотом
— Виктор Комиссаров, kaluga.aif.ru: Какие достижения коллектива аэропорта в уходящем году стоит отметить?
— Владислав Ерёмин: Самое главное достижение для аэропорта — открытие новых направлений. Мы всегда прислушиваемся к пожеланиям калужан и гостей региона и стараемся воплотить их в реальность. К сожалению, иногда обстоятельства сильнее нас и не все направления удаётся реализовать. Но, несмотря на изменения в отечественной гражданской авиации, нам удалось возобновить авиасообщение со столицей Беларуси Минском, а также открыть перелёты в Мурманск. Уверены, что в следующем году мы сможем порадовать наших пассажиров ещё большим количеством новых рейсов.
Самым значимым событием стоит назвать празднование 100-летия гражданской авиации. На церемонии отметили вклад сотрудников и ветеранов аэропорта, а также для всех причастных к авиации в нашем регионе. Генеральный директор Салават Кутушев отметил, что после реконструкции аэропорта было совершенно 17 тыс. рейсов, а пассажиропоток составил чуть более 733 тыс. человек. Мы продолжаем стремиться к увеличению наших показателей.
— К вам можно попасть на экскурсию?
— Конечно. Интерес к нам проявляют осбенно школьники и студенты в рамках профориентационных экскурсий по аэропорту. Для учеников школ мы показываем процесс обслуживания и взлёт/посадку воздушного судна. Знакомим со службой противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полётов, где ребята своими руками могут потрогать всю спасательную технику, примерить защиту. В конце экскурсии демонстрируем им наш учебный самолет Ан-2 (на нём отрабатывают нормативы). Дети с «кукурузником» делают фото.
Для студентов экскурсии более серьёзные. Демонстрируем им закулисную часть аэропорта, подробно рассказываем о том, как стать сотрудником воздушной гавани, в какие вузы стоит поступить. Показываем им работу досмотровых интроскопов и поэтапно объясняем важность проверки пассажиров перед полётом.
За прошлый год прошло порядка 32 экскурсий, на которых побывало более 860 человек. Среди гостей аэропорта были студенты из ДНР и ЛНР, члены Всероссийского общества инвалидов Тулы, учащиеся школы-интернат № 5 для слабослышащих детей и другие.
Нужны наши
— Появятся ли в следующем году новые маршруты?
— Перед началом каждого года у аэропорта в приоритете стоит задача по увеличению маршрутной сети. Следующий год не станет исключением. Сейчас сотрудники аэропорта активно работают над привлечением новых авиакомпаний и открытием новых направлений. В 2024 году мы рассчитываем расширить маршрутную сеть не менее чем на два новых рейса, также в планах увеличить частоту популярных направлений.
— О чем коллектив аэропорта попросил бы Деда Мороза накануне Нового года?
— Попросили бы скорейшего выхода импортозамещённых отечественных самолётов SJ-New и MC-21.
Возрождение аэропорта
Аэропорт Грабцево открылся в Калуге в 1970 г. Сначала здесь базировались легкомоторная и сельскохозяйственная авиация. В 1978 г. принят первый пассажирский рейс Ту-134 (Калуга—Сочи). На протяжении 20 лет из Калуги осуществлялись регулярные рейсы в города России, Украины, Молдавии, Прибалтики и Крыма. Годовой пассажиропоток составлял от 500 до 2 тыс. человек.Взлётная полоса протяжённостью 2200 метров позволяла принимать самолёты Ту-134, Ан-24, Ан-12, Ан-26, Як-40.
В 1993 г. аэродром один из первых в России акционирован. В 2001 г. по причине отсутствия финансирования закрыт, а в 2008 г. в соответствии с решением Росавиации исключён из госреестра гражданских аэродромов РФ.
В 2009 г. распоряжением правительства РФ имущество аэропорта передано в областную собственность с целью её комплексной реконструкции. В 2013 г. получено положительное заключение госэкспертизы на реконструкцию аэропорта и разрешение на начало работ.
Строительные работы в аэропорту велись с ноября 2013-го по май 2015 г. В короткие сроки восстановлены взлётно-посадочная полоса (длина 2200 м, ширина 45 метров.), аэровокзальный комплекс, построены здание аварийно-спасательной службы, ангар для малой авиации и другая инфраструктура. Первый технический рейс 18 декабря 2014 г. выполнила авиакомпания «ЮТэйр» на самолёте Boeing 737-500.
25 мая 2015 года прошла торжественная церемония передачи генеральным подрядчиком аэропорта Калуга в эксплуатацию АО «Международный аэропорт Калуга». 16 июня 2015 г. аэропорт Калуги приступил к регулярным полётам. 18 августа он получил статус международного, а уже 4 сентября принял первый международный рейс.
Сейчас в аэропорту функционируют два терминала – для внутренних и международных рейсов. Общая пропускная способность двух терминалов составляет 350 человек в час. В международном терминале — 10 стоек паспортного контроля: пять в зоне вылета и пять — в зоне прилёта.
Международный аэропорт Калуга им. К. Э. Циолковского является членом ACI Europe (европейское подразделение Международного совета аэропортов), членом Ассоциации «Аэропорт гражданской авиации». В 2019 г. занял второе место в номинации «Лучший аэропорт 2018 года в категории до 0,5 млн пассажиров» в рамках 5-й Национальной премии «Воздушные ворота России».