Первого пациента из районной больницы в областную с помощью санитарного вертолёта доставили 1 октября 2020 года. Как работает воздушная скорая помощь и что изменилось за год её присутствия в регионе, узнавал «АиФ-Калуга».
Всё больше и больше
Стайки испуганных птиц срываются с насиженных мест у областной больницы, едва заслышав рокот вертолёта. Вскоре и сама винтокрылая машина показывается из-за зданий. Небольшое воздушное судно с красным крестом на борту спешит сесть. Пара минут, останавливаются винты и к посадочной площадке подъезжает машина скорой помощи. Бригада медиков перекладывает пациента на каталку, а затем увозит. Спустя ещё несколько минут, вертолёт вновь запускает двигатели — его путь на аэродром. У лётчика и машины появилось немного времени на передышку.
Но так бывает не всегда. Порой количество заявок на авиаперевозку такое, что бригада медиков вместе с пилотом освобождаются только ближе к ночи.
«Был у нас случай, когда трижды за смену слетали в Киров. То есть прилетали, передавали пациента, возвращались в вертолёт, на нём перебирались в аэропорт, заправлялись и снова улетали в Киров», — рассказывает старший фельдшер регионального центра скорой медицинской помощи Николай Зарва.
Но эти машины предназначены именно для таких случаев — когда пациента экстренно требуется доставить из отдалённых больниц и счёт идёт на минуты.
Сразу с посадочной площадки за пациентами медики отправляются только если полёт предстоит в районы, расположенные недалеко, например, Тарусу или Жуков. В остальных случаях требуется время на дозаправку. Порой и вовсе самих пациентов приходится транспортировать в больницу из международного аэропорта.
Однако, несмотря на это медики отмечают, что благодаря санитарной авиации появилась возможность в несколько раз улучшить и скорость, и качество доставки пациентов. Ведь в тех же отдаленных районах дорожное покрытие оставляет желать лучшего.
По небу пациентов в больницы доставляет многоцелевое воздушное судно российского производства — «Ансат». Санитарный вертолёт оборудован медицинским модулем и несколькими местами для врачей.
«Надёжная и просторная техника. У него большое преимущество — самая большая в своем классе грузовая кабина. Благодаря своему оборудованию это просто летающий реанимобиль», — отмечает пилот Сергей Самцов.
Однако, несмотря на преимущества машины и кажущуюся простоту авиаперевозки пациентов порой есть причины, по которым вертолёт не может вылететь за пациентом. Не последняя из них погода, которая нередко в осенне-зимний период не даёт шанса взлететь воздушному судну.
Дело за оборудованием
За 2020 год санитарная авиация в регионе транспортировала около 50 пациентов. А сейчас только за сентябрь перевезли 24 человека. Воздушное судно дежурит круглосуточно. Как и врачи, которые закреплены в качестве бригады по вертолёту. Такие выделяются в каждой смене. Причём их две: основная и запасная. В них отбирают самых опытных. В дороге бывает, что может стать хуже пациенту. Да и любая ситуация в небе или на земле может выйти мгновенно из-под контроля. В таких случаях требуются люди, умеющие мгновенно ориентироваться в меняющейся ситуации, рассказывают в региональном центре скорой помощи. Серьёзные критерии отбора предъявляются и к пилотам.
Но ни медики, ни лётчики не могут повлиять на выделение средств на оборудование посадочных площадок, чтобы выполнять ночные полёты.
«Инфраструктура на сегодняшний день требует развития. С плановыми доставками проблема стоит не так остро — о пациенте известно заранее и доставляют его в светлое время суток. С экстренными перевозками немного сложнее», — отмечает директор по связям с общественностью «Русских Вертолётных Систем» Азат Карриев.
Для этого в регионы требуется направлять дополнительно мобильные автономные комплексы ночного старта. Их можно доставлять к месту посадки вертолёта обычными машинами и разворачивать за считанные минуты, а затем перебазировать на другую точку. Пока же ожидать медиков с неба можно только днём.