18 вылетов за первый месяц работы сделала бригада санитарной авиации. Кому помогали и чем всё закончилось, выяснял «АиФ-Калуга».
«Хоть раз в жизни полетаю!»
32-летняя беременная жительница Людинова стала одной из «пассажирок» винтокрылой скорой машины, когда у неё начались преждевременные роды. Для их предотвращения будущую маму срочно пришлось эвакуировать в областной перинатальный центр.
«Пациентка боялась, но держалась молодцом, — вспоминает фельдшер регионального центра скорой медицинской помощи и медицины катастроф Юлия Зеленкова, сопровождавшая её на высоте. — Сказала, что никогда в жизни не поднималась в воздух. Полетает хоть раз».
«Она была счастлива, что её перевезли на вертолёте», — добавляет напарник Кенан Савов.
Прежде чем подняться на борт, команда фельдшеров прошла специальную подготовку: изучила медицинский арсенал машины и технику безопасности на высоте. Сейчас на счету Юлии и Кенана уже три вылета. В остальное время они выезжают по вызову на автомобиле. Всего на калужской скорой работает четыре авиабригады. Кроме фельдшеров, в вертолёте два пилота, которые помогают в погрузке пациентов.
В восторге от полётов бывают не только пациенты, но и сами медики. По словам Юлии, оборудование воздушной машины просто изумительное, ничем не уступает больнице. Кроме того, оно очень удобно в применении. Больной во время перелёта фиксируется, на голову ему, независимо, в сознании он или нет, надевают наушники для защиты от шума. А главное — время транспортировки значительно сокращается в 3 — 4 раза. И это самый важный фактор, который позволяет спасать жизни. 150 километров с беременной женщиной преодолели до Калуги за 43 минуты, роды удалось отсрочить.
Как хрустальную вазу
Отсчёт идёт на секунды, когда стоит задача доставить пациентку после автокатастрофы. 18-летняя девушка была в числе четверых пассажиров злополучной «девятки». Машина вылетела в кювет и врезалась в дерево на станции Думиничи. В аварии погибли двое подростков.
«Девочка была вся переломанная, с очень тяжёлыми сочетанными травмами, начиная с черепно-мозговой и заканчивая переломом таза», — рассказывает Юлия Зеленкова.
Её забирали из реанимации в Сухиничской ЦРБ. Для пациентов с множественными переломами используют фиксирующий вакуумный матрас. Девочка была без сознания, подключена к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Во время полёта три раза меняли баллоны с кислородом. Пришлось повозиться, но всё получилось.
«Мы её транспортировали, как хрустальную вазу. Довольно быстро — минут за 25, кажется», — вспоминает Юлия.
Тяжёлые травмы, роды, инсульты, инфаркты, хронические заболевания, обострение которых может привести к смерти — всё это так называемый красный поток вызовов, по которым проводится медицинская эвакуация по воздуху.
Обычный человек сам лично вертолёт вызвать не может, говорит главный врач регионального центра скорой медицинской помощи и медицины катастроф Виктория Кардаш. Чаще всего это делает медицинский работник, врач или фельдшер, приехавший по вызову. Услуги санавиации дорогостоящие, оплачиваются из федерального бюджета. По контракту с «Русскими вертолётными системами» в области работает один вертолёт. Как правило, он следует в дальние районы, откуда пациента нужно везти на машине около трёх часов.
По мнению медработников, санитарная авиация даёт положительный результат, действительно спасает людей. В правительстве региона намерены использовать и развивать её возможности.