Примерное время чтения: 4 минуты
850

Крылья медицины. Как работает санитарная авиация в Калужской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Калуга №39 29/09/2021
Снаряжение вертолёта позволяет быстро и бережно эвакуировать пациентов в больницу.
Снаряжение вертолёта позволяет быстро и бережно эвакуировать пациентов в больницу. / Андрей Хорошавин / АиФ-Калуга

Первого пациента из районной больницы в областную с помощью санитарного вертолёта доставили 1 октября 2020 года. Как работает воздушная скорая помощь и что изменилось за год её присутствия в регионе, узнавал «АиФ-Калуга». 

Всё больше и больше

Стайки испуганных птиц срываются с насиженных мест у областной больницы, едва заслышав рокот вертолёта. Вскоре и сама винтокрылая машина показывается из-за зданий. Небольшое воздушное судно с красным крестом на борту спешит сесть. Пара минут, останавливаются винты и к посадочной площадке подъезжает машина скорой помощи. Бригада медиков перекладывает пациента на каталку, а затем увозит. Спустя ещё несколько минут, вертолёт вновь запускает двигатели — его путь на аэродром. У лётчика и машины появилось немного времени на передышку.

Но так бывает не всегда. Порой количество заявок на авиаперевозку такое, что бригада медиков вместе с пилотом освобождаются только ближе к ночи. 

«Был у нас случай, когда трижды за смену слетали в Киров. То есть прилетали, передавали пациента, возвращались в вертолёт, на нём перебирались в аэропорт, заправлялись и снова улетали в Киров», — рассказывает старший фельдшер регионального центра скорой медицинской помощи Николай Зарва. 

Но эти машины предназначены именно для таких случаев — когда пациента экстренно требуется доставить из отдалённых больниц и счёт идёт на минуты. 

Сразу с посадочной площадки за пациентами медики отправляются только если полёт предстоит в районы, расположенные недалеко, например, Тарусу или Жуков. В остальных случаях требуется время на дозаправку. Порой и вовсе самих пациентов приходится транспортировать в больницу из международного аэропорта. 

Однако, несмотря на это медики отмечают, что благодаря санитарной авиации появилась возможность в несколько раз улучшить и скорость, и качество доставки пациентов. Ведь в тех же отдаленных районах дорожное покрытие оставляет желать лучшего. 

По небу пациентов в больницы доставляет многоцелевое воздушное судно российского производства — «Ансат». Санитарный вертолёт оборудован медицинским модулем и несколькими местами для врачей. 

«Надёжная и просторная техника. У него большое преимущество — самая большая в своем классе грузовая кабина. Благодаря своему оборудованию это просто летающий реанимобиль», — отмечает пилот Сергей Самцов. 

Однако, несмотря на преимущества машины и кажущуюся простоту авиаперевозки пациентов порой есть причины, по которым вертолёт не может вылететь за пациентом. Не последняя из них погода, которая нередко в осенне-зимний период не даёт шанса взлететь воздушному судну. 

Дело за оборудованием

За 2020 год санитарная авиация в регионе транспортировала около 50 пациентов. А сейчас только за сентябрь перевезли 24 человека. Воздушное судно дежурит круглосуточно. Как и врачи, которые закреплены в качестве бригады по вертолёту. Такие выделяются в каждой смене. Причём их две: основная и запасная. В них отбирают самых опытных. В дороге бывает, что может стать хуже пациенту. Да и любая ситуация в небе или на земле может выйти мгновенно из-под контроля. В таких случаях требуются люди, умеющие мгновенно ориентироваться в меняющейся ситуации, рассказывают в региональном центре скорой помощи. Серьёзные критерии отбора предъявляются и к пилотам. 

Но ни медики, ни лётчики не могут повлиять на выделение средств на оборудование посадочных площадок, чтобы выполнять ночные полёты.

«Инфраструктура на сегодняшний день требует развития. С плановыми доставками проблема стоит не так остро — о пациенте известно заранее и доставляют его в светлое время суток. С экстренными перевозками немного сложнее», — отмечает директор по связям с общественностью «Русских Вертолётных Систем» Азат Карриев.

Для этого в регионы требуется направлять дополнительно мобильные автономные комплексы ночного старта. Их можно доставлять к месту посадки вертолёта обычными машинами и разворачивать за считанные минуты, а затем перебазировать на другую точку. Пока же ожидать медиков с неба можно только днём.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах