Школа с акцентом. Как детям мигрантов помогут адаптироваться в Калуге

Главная задача — научить детей понимать и говорить по-русски. © / www.pexels.com

Дети мигрантов, приехавшие с родителями в Калужскую область, могут оказаться в ситуации «социального вакуума». Чтобы этого не случилось, губернатор Владислав Шапша предложил создать для этих ребят адаптационные школы.

   
   

Такие учебные заведения помогут социализировать приезжих, познакомить их с культурой и порядками страны, а самое главное — выучить русский язык и подготовить к переводу в обычные общеобразовательные школы.

Свои среди чужих

Право на образование детям в России гарантирует Конституция и закон «Об образовании» — независимо от происхождения и национальности. Школы не могут отказать в приёме детям иностранцев. Однако процесс обучения от этого страдает. Часто мигранты поступают в образовательное учреждение, вообще не говоря по-русски. Учителя вместо того, чтобы объяснять тему, вынуждены «дотягивать» весь класс под слабых и не способных усваивать материал учеников.

В адаптационных же школах детей любого возраста будут сначала обучать русскому языку и только потом переводить в обычные школы, в классы, которые соответствует их уровню. Кроме того, после обучения приезжих ребят планируют разводить по разным учебных заведениям, чтобы не допустить образования этнических групп.

Такая практика действительно нужна, считает руководитель калужской региональной азербайджанской культурно-национальной автономии Гурбанов Абульфат Гусу Оглы.

Сначала детей будут учить русскому языку в адаптационных школах и только потом переводить в обычные, в классы, которые соответствуют их уровню.
«Зачастую получается так, что приезжие сами не знают языка, а их дети тем более. Они не могут нормально общаться с местными, поэтому они обособляются, создавая анклавы. Детям в школе ещё сложнее, они более уязвимы. Когда ребёнок из-за непонимания одноклассниками чувствует себя неполноценным, его это раздражает, копится агрессия. А если бы дети могли свободно общаться, вместе играть, смеяться, то сохранялось бы внутреннее равновесие и не было поводов для конфликтов», — говорит Абульфат Гусу Оглы.

Таким образом, цель создания адаптационных школ — не просто облегчить пребывание мигрантов в стране, а воспитать новых граждан, хорошо знающих традиции и культуру той страны, в которой они живут.

   
   

На новый лад

На совещании Совета безопасности РФ глава региона предложил ещё несколько инициатив по модернизации программы переселения соотечественников, участие в которой Калужская область временно приостановила.

«Необходимо уточнить понятие «соотечественник» — человек должен владеть русским языком и пользоваться им в повседневной жизни, а для проверки знания ввести соответствующий экзамен, но освободить от него граждан Белоруссии, Украины, ДНР и ЛНР», — отметил Владислав Шапша.

Подобные меры, по мнению губернатора, помогут сократить приток выходцев из стран Азии и вернуть программу переселения соотечественников в русло пребывания русскоязычных национальностей или народов, исторически проживающих на территории РФ.

«Я сторонник того, чтобы мигранты были в чистом виде мигрантами. Приехали зарабатывать? Хорошо — работайте. Но получение гражданства РФ и трудовая миграция должны быть очень чётко и жёстко разделены», — считает министр внутренней политики и массовых коммуникаций Олег Калугин.

Такой подход к вопросам переселения соотечественников позволит определить тех, кто хочет всё же стать гражданином страны, принимающим её культуру и порядки, и в то же отсеять тех, кто приезжает на заработки, получает гражданство по упрощённой схеме, а затем образовывает «параллельное общество» со своими порядками и устоями.
языком цифр
В Калужской области проживает более 50 тысяч мигрантов, это примерно 5% населения. По программе содействия добровольному переселению соотечественников, к которой регион присоединился в 2007 году, в область приехало более 90 тысяч человек из разных стран — преимущественно русскоговорящие специалисты из Белоруссии и Украины.