Примерное время чтения: 6 минут
346

Как жить дружно? Как иностранцам живётся на калужской земле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Калуга №8 23/02/2022
Национальные праздники – способ лучше узнать друг друга.
Национальные праздники – способ лучше узнать друг друга. / Барчиной Нурудинова / Из личного архива

После решения о запрете на работу мигрантов в общепите, торговле и транспорте люди со страхом ждут будущего. Кто-то боится остаться без средств к существованию, а кто-то — толп безработных приезжих на улицах.

О том, как иностранцам живётся на Калужской земле и что они делают, чтобы интегрироваться в российское общество, «АиФ-Калуга» рассказала руководитель узбекской национально-культурной автономии «Хумо» Барчиной Нурудинова.

Чемодан, вокзал, постойте?

Надежда Бастрикова, «АиФ-Калуга»: Барчиной, как вы относитесь к тому, что Калужская область вышла из программы по содействию добровольному переселению соотечественников?

Нурудинова_Барчиной

Барчиной Нурудинова: Говорить, плохо это скажется на общей обстановке или нет, пока рано. Но что сделано, то сделано. Когда-то это должно было случиться. Некоторые мигранты приезжают — языка не знают, культурой не интересуются, документов не имеют, да ещё и совершают противоправные действия. Мне всегда хочется сказать таким ребятам: не ждите, пока вас выведут под руки с позором, езжайте сразу сами домой.

— А обращаются ли за помощью к вам те, кто только собирается в Россию?

— Да, и мы помогаем, чем можем. Сами через это проходили. Понимаем, как это не просто — освоиться на чужбине. Но мы стараемся — проводим конкурсы красоты разных национальностей, Дни дружбы народов, сами участвуем во многих культурных мероприятиях. Поэтому иногда бывает очень обидно слышать за спиной «Понаехали!». Конечно, я не оправдываю тех, кто поступает недостойно. Но нельзя же судить обо всех по одной нелицеприятной истории. Не бывает плохих народов, бывают только плохие люди.

Досье
Барчиной Нурудинова родилась 20 сентября 1970 году в городе Узген. В 1990 году закончила педагогическое училище по специальности преподаватель начальных классов. В 2021 году переехала в Калужскую область. Участвовала в создании и возглавляет организацию узбекской национально-культурной автономии «Хумо» в Калужской области.
— Как вы считаете, что важнее – сохранение идентичности или ассимиляция?

— В другом регионе или стране любому народу важно сохранять свои идентичность и культуру. Иначе мы потеряем себя. Но и изучать местные традиции нужно. Мы, например,

дома говорили с детьми не только на узбекском, но и на русском языке. Поэтому они прекрасно его понимают и легко общаться с окружающими. В школе мои дети изучали христианство как факультативный предмет. Кто-то удивится, зачем это мусульманам? Всё просто: мы должны знать культуру той страны, в которой живём. Я считаю, что-то подобное было бы неплохо организовать и для вновь приезжающих. Они же не только здесь работают, но и проводят досуг. Наша общая задача — показать им, что здесь тоже их дом. Неважно — временный или постоянный. Не будешь же вести себя дома неподобающим образом.

Проблемы от незнания

— Вы затронули тему трудоустройства. Многие жалуются, что из-за приезжих местным сложнее устроиться на работу. Как думаете, они правы?

— Не совсем. Давайте смотреть объективно: приезжие соглашаются на любую работу, зачастую с низким заработком и ненормированным рабочим днём, на которую местные не идут — дворниками, посудомойками, разнорабочими. При этом многие работают сразу в двух-трёх организациях.

Любому народу важно сохранять свои идентичность и культуру. Но и изучать традиции той страны, где живёшь, тоже очень важно.
— А какие сферы чаще выбирают трудовые мигранты?

— На самом деле самые разные — и попавшие под запрет общепит с транспортом, и строительство, и медицину, и науку. Кто что умеет, тем и занимается. Народ Узбекистана очень мягкий и дружелюбный. Много людей работает в искусстве и культуре. Хотя я считаю, нельзя делить людей по этническому принципу — узбеки— торговцы, а армяне, например, певцы, славяне— хлеборобы. Мы все одинаково имеем голову, две руки и две ноги. Каждый сам выбирает, где ему трудиться.

— Вы знакомите со своими традициями коллег по работе, соседей?

— Обязательно. Ведь все проблемы от незнания. Нужно общаться друг с другом, чтобы окружающие могли видеть, как мы живём, как друг к другу относимся. На самом деле между нами гораздо больше общего, чем многие думают. Например, праздники.

Например, у вас существуют колядки, у нас тоже есть похожая традиция — ходить по соседям с шутками и песнями. И, конечно, мы заранее готовим национальные угощения. Также наша организация разработала проект «Дастархан — очаг культуры и добра», который знакомит людей с нашими традициями. Если мы как народности не знаем друг друга, то так и будем настороженно друг к другу относиться.

— Отношение местных меняется после того, как они знакомятся ближе с вашими традициями?

— Да. Людям нравятся такие вещи. Некоторые потом подходят, говорят: мы даже не знали, как это красиво. Сравнивают наши музыкальные инструменты, блюда, национальную одежду. Если мы всё будем делать вместе, то и жить будет проще. В любой народности есть понятие «навалиться всем миром». Дома так строили, свадьбы играли. Да, что дома — страну после войны отстроили!

Вражда – плохое дело

— Судя по статистике, в Калуге много межнациональных семей. С одной стороны, это неплохо. А с другой стороны, есть такое явление, как фиктивные браки – ради гражданства. Как вы к этому относитесь?

— Я за настоящие чувства. Если молодой человек приехал сюда на заработки и здесь полюбил, почему нет? А если он не хочет создавать семью, а преследуют лишь корыстные интересы, Бог ему судья. Когда мы узнаём о таком, конечно, беседуем, проводим некую воспитательную работу. Кто-то прислушивается, кто-то – нет. Мне сложно сказать, почему такое происходит. Видимо, в какой-то момент мы что-то упустили.

— Как возникла идея создать национально-культурную автономию?

— Поначалу просто было желание познакомить местных со своей культурой, кухней, традициями, оставить здесь частичку Узбекистана. А потом появилась идея как-то это всё объединить. Про такие вещи всегда говорю — пришло время, значит, так должно было случиться.

— Раньше в Советском Союзе не делили друг друга по национальностям, все жили, как одна большая семья. Возможно ли, по-вашему, вернуть подобную дружбу народов?

— Возможно. Но думать об этом и делать это нужно сейчас. Нельзя ждать, пока придёт кто-то извне и заставит людей объединиться перед общей бедой. У нас есть прекрасный пример — Великая Отечественная война. Наши деды на передовой делились куском хлеба, а матери в тылу поднимали детей, не разбирая, кто чей. Они подарили нам такую прекрасную жизнь, а мы почему-то всё портим и только отдаляемся друг от друга. А стоит помнить слова писателя Алишера Навои: поймите, люди всей земли: вражда — плохое дело, живите в дружбе меж собой — нет лучшего удела.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах