Есть в регионе федерация штурмового боя. Красивый и очень русский вид спорта, который пока не признан официально. Возглавляет федерацию спокойный и рассудительный человек — Павел Прохоров. Три десятка лет он воспитывает культуру настоящих русских единоборств.
Уложить за 10 секунд
Владимир Андреев, kaluga.aif.ru: Павел, почему вы выбрали штурмовой бой, а, например, не вольную борьбу?
Павел Прохоров: В юности я серьёзно занимался джиу-джитсу. В самом начале 90 х на праздновании Нового года провёл спарринг с представителем традиционных русских единоборств. Я хорошо боролся, но он упал один раз, а я — четыре. Меня это удивило — как? Броски производились без входа в захват. Раньше я был уверен: захват — бросок, а тут бросок с удара, с подскока, с подбива. Другие правила совершенно. Меня это увлекло. Начал искать информацию. В результате вот уже 30 лет занимаюсь штурмовым и кулачным боем и 28 лет преподаю эти виды единоборств.
— В чём коренное отличие штурмового боя от всех иных единоборств?
— В универсальности. Сейчас смешанные единоборства стали обычной практикой. Но русские традиционные боевые искусства сделали это уже давно. Они настолько универсальны, что боец, занимающийся, например, штурмом, может спокойно выступать в разных, абсолютно противоположных, дисциплинах: от кикбоксинга до панкратиона (древнегреческий олимпийский вид единоборств. — Ред.)
От иных единоборств штурмовой бой отличается высокими требованиями к скорости движений. Мы стараемся учить бойцов скоростным реакциям, когда ты за 10 секунд должен закончить схватку. Таких сходов-раундов всего 10. Задача бойца — моментально подавить агрессию противника. Для этого он должен построить атаку на его реакцию. Например, при ударе в голень противник отдёрнет ногу, исходя из этого и нужно наносить следующий удар.
— Контактный вид спорта?
— Конечно. Для молодёжи контакт ограничен, для взрослых полный контакт. Но протекторы защищают бойца. Это один самых безопасных видов единоборств, к тому же, судьи очень жёстко следят за запрещёнными действиями.
Ошибка режиссёра
— Помните сцену из «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова, где на льду мужики дрались стенка на стенку? Так оно было в России?
— В фильме хорошо передан дух боя, когда мужик бежит и кричит: «Ребята, дайте мне!» Но вот заголяться до пояса у мужчин в России XIX века было соромно. До пояса раздевали, чтобы дать ему плетей, или он мог раздеться, чтобы пойти искупаться. На драку — никогда. Обязательно должна быть нарядная рубаха. Ты же себя выходишь людям показать.
В нюансах же самой этой схватки видно, где человек занимался, например, карате, хотя он и показывает русскость удара — раззудись плечо. Большей частью с замаха бились в деревнях. Даже у нас в Калуге был развит кулачный бой и калужские кулачники очень славились по стране. Вместе с казанскими суконщиками, например, с тульскими кулачниками.
Мы практикуем и развиваем традиционный кулачный бой. Стеношные бои на Руси — это было и развлечение, и способ воспитания воина.
— Кулачный бой — это русский вариант бокса?
— Бокс и кулачный бой, конечно, похожи. Когда бокс пришёл в Россию, он волей-неволей столкнулся с русским кулачным боем. Кулачнику подраться с заезжим боксёром было всегда удовольствием.
— А что важнее — скорость или сила?
— Для того, чтобы отправить человека в глубокий нокаут, большой силы, в общем то, не нужно. В одно место ты можешь его кувалдой долбить, а в другое — чуть ткнул, и он упал. Ключица выдерживает 11 кг, а челюсть всего 4 кг. Всё остальное — нюансы: как располагался человек, насколько он вынослив, технически подготовлен. Мой опыт говорит, что важнее скорость.
Спорт или драка?
— Сейчас много говорят о поддержке спорта и ЗОЖ. Вы чувствуете поддержку на уровне федерации?
— Общероссийской федерации нет. Она у нас межрегиональная. Её представляют восемь регионов. Это Челябинск, Ростов-на-Дону, Архангельск, Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край и Калуга. Занимаются штурмовым боем около 2,5 тысячи человек. У нас 300 – 400. В Калужской области восемь отделений, где обучают штурмовому бою. Сами снимаем помещение, оборудуем залы. Соревнования проводим по штурмовому и кулачному боям. Приезжали к нам белорусы, и мы проводили, можно сказать, международный турнир. Ближайшие соревнования запланированы на день рождения Георгия Жукова 1 декабря. До этого будут идти подготовительные мини-турниры.
К сожалению, штурмовой бой как спорт зарегистрировать сейчас нельзя. Сегодня такое количество контактных единоборств, что доказать чиновникам от спорта, что это оригинальный вид, невозможно.
— Штурмовой бой как любой вид силовых единоборств — это ещё и воспитание характера. С какого возраста начинаете воспитывать детей?
— Вот здесь мне не очень нравится подход наших спортивных функционеров. Они считают, что не только штурмом и кулачным боем не могут заниматься дети до 11 лет, а вообще любыми контактными видами единоборств. Бокс и карате — не исключение, хотя они давно виды спорта. Это поздно! Опыт спортсменов из кавказских республик это подтверждает. Ребёнок, который с 3–4 лет занимается единоборствами, будет на голову выше того, который начал в 9 лет.
Так как мы общественная организация, мы берём детей и младше 9 лет, но занимаются они не драками, а совершенствованием координации, моторики. Это ещё и мужское воспитание. А его сейчас не хватает. Очень много молодых людей, которые входят во взрослую жизнь из нежных рук матерей. Они порой не способны постоять за себя, а если придётся драться за Родину? Умению держать удар, защитить женщину или того, кто слабее тебя, — этому нужно учиться, это нужно воспитывать у мужчины с пелёнок.Умению держать удар, умению защитить женщину или того, кто слабее тебя, — это нужно воспитывать у любого мужчины с пелёнок.
— У Высоцкого есть строчка «бить человека по лицу я с детства не могу». Что вы можете на это ответить? Может быть, лучше плавание?
— Да, лучше плавание. Но когда возникнет критическая ситуация, вы быстро-быстро погребёте по асфальту от противника. Нельзя говорить, это лучше, а это хуже. Любая физическая активность прекрасна. Проблема в другом: сейчас бить человека по лицу, с точки зрения законодательства, очень накладно. Иногда, впрочем, без этого невозможно. Мы прививаем русскую культуру единоборств. И в нашей парадигме просто так ударить человека неправильно. Если это не враг твоего Отечества.