Кто и зачем считает диких животных, что делать при встрече с обитателями лесов и научиться мирно сосуществовать с ними. Об этом «АиФ-Калуга» рассказал, начальник отдела воспроизводства и использования объектов животного мира региона Юрий Галчёнков.
Регулировка человечеством
Надежда Бастрикова, «АиФ-Калуга»: Недавно в столичном парке Лосиный остров стая бродячих собак напала на оленей и разорвала несколько особей. У нас бывают подобные случаи?
Юрий Галчёнков: Официальных данных нет, но егеря и охотоведы говорили о таком. Ранее правила охоты предусматривали отстрел беспородных бродячих собак и кошек в охотугодьях, теперь такого нет. Кроме того, кошки, как и собаки, являются переносчиками бешенства.
— Зимой был случай, когда на окраине города лиса начала агрессивно себя вести с подошедшим человеком.
— Если зверь бросается на человека в городе, то в соответствии с законом о полиции, сотрудник полиции имеет право применить оружие для обезвреживания хищника. А когда лисичка просто бежит по оврагу или по городскому бору, никому не угрожает, то ею надо просто полюбоваться. Если нашли труп животного, то необходимо обращаться в комитет ветеринарии. В областном центре в горветстанцию, в районах области – в районные ветстанции. Они выяснят: больное было животное или нет.
— А есть ещё какие-то звери, которые так же легко выходят к человеку в город?
— Следы зайцев можно увидеть у Оки, между Гагаринским мостом и переправой в Ромодановских двориках. Бобров, если самих не увидеть, то погрызы, веточки, следы жизнедеятельности есть везде по Оке, на Яченском водохранилище. Белки в городских парках частые гости. Те же косули ещё в 90-е годы в городском бору часто были видны. И поодиночке и группами. Нынешней зимой даже я там не увидел ни одного следа косули, но возможно это обусловлено большой высотой снежного покрова.
— А не связано ли это с тем, что бор стал очень популярным местом отдыха. Замечаю, что в последние лет 10-15 туда многие приезжают для активного отдыха?
— Животные, обитающие в городе, адаптированы к шуму, к присутствию человека, если он на них не обращает внимания. И людей они не боятся или боятся меньше, чем вдали от населённого пункта. Городские парки и городские леса – самое подходящее место для наблюдения за птицами и зверями.
— А министерство природы прибегает само к силам охотников?
— Постоянно. Если плотность численности той же лисицы превышает одну особь на тысячу гектаров, то автоматически издаётся решение о регулировании численности зверя. Сотни животных ежегодно отстреливаются в рамках этих мер.
— Есть нормативы численности, значит, животных как-то считают?
—Да. Сейчас, например, заканчивается зимний учёт. Охотники или следопыты выбирают маршрут по лесам и полям и проходят по ним от пяти до десяти километров. В первый день затирают все следы любыми способами. Через сутки по тому же маршруту считают все пересечения следов зверей, которые появились. С помощью пересчётного коэффициента мы переходим от линейных данных на площадные. И, зная плотность населения животных, мы можем рассчитать численность на всё охотугодье или пойти дальше и на всю территорию области. Этот метод отлажен и применяется много лет. Раньше ходили с блокнотами, карандашами и на лыжах. Сейчас пришла на смену техника: снегоходы, навигаторы и планшеты.
Проводник природы
— Как же у вас получается совмещать сложную, объёмную работу в министерстве и походы в лес?
— Есть выходные, которое я целиком и полностью посвящаю любимому делу — общению с природой. Ребёнок вырос и все нормально относятся к этому. Сколько себя помню, мне всегда это было интересно.
— Это заслуга родителей или школы?
— Они меня как-то не особо учили этому. Но всегда поддерживали, поощряли увлечение. Так совпало. То родственники книгу подарили соответствующую в нежном возрасте, и она увлекла. То ездили с семьёй на рыбалку. Папа ловил, мама готовила, а мне нравилось ходить по берегу, находил птичьи гнёзда. Было интересно, читал потом об этом. Так одно за другое цеплялось. Расширяли кругозор наставники в институте.
— Так вы стали своеобразным переводчиком языка природы людям?
— В некоторой степени да. Всегда стараюсь донести до людей информацию. Может кто-то заинтересуется, больше времени начнёт уделять изучению природы.
— Наше поколение каким-то азам общения с природой учили всё же родители. Но сейчас, глядя даже на знакомых, понимаю, что такая практика почти исчезла. На ваш взгляд, с чем это связано?
— Необустроенность жизни. Жили бы наши люди побогаче, посвободней, у них была бы возможность больше времени тратить на природу, внимание к ней, помощь. А когда думаешь о хлебе насущном, уже не до этого. Но экологическое образование, безусловно, должно начинаться в семье. Подсунуть ребёнку книжку того же Пришвина, сводить на прогулку. Опять же в школах изучают страусов или пингвинов, к примеру, но нет информации об обитателях наших же регионов. Это надо корректировать.