«Пришло время, когда образовательные центры должны делиться компетенциями с регионами. Требуется, чтобы совместными усилиями с креативными авторами, представителями бизнес-сообществ и местными властями была сформулирована «метаистория», выражающая культурный код и уникальность территории», — считает профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ Игорь Чубаров. Недавно он побывал на первом калужском фестивале креативных индустрий, где поделился своим мнением с kaluga.aif.ru.
Для широких масс
— Kaluga.aif.ru: Игорь Михайлович, почему сегодня креативным индустриям уделяют столько внимания?
— Игорь Чубаров: Виды деятельности, в которых преобладает творческий труд, стали популярными. Перефразируя Томаса Мальдонадо, современный потребитель хочет, чтобы приобретённый им товар был произведением искусства.
У нас был «хомо экономикус», сейчас «хомо креативус». Появилось больше людей, которые способны стать художниками и вокруг которых выстраиваются самостоятельные и успешные бизнесы. Некоторые исследователи рассуждают о «третьей природе — пространстве, созданном цифровыми технологиями и массмедиа, основой которого является контент от прослушивания музыки онлайн до просмотра роликов на смартфоне, ленты новостей СМИ и обучающих курсов.
Cектор креативных индустрий показывает уверенный рост. Страны конкурируют не только на уровне объёмов поставки сырья и машинной продукции, но и культурных товаров. В этом плане показателен «южно-корейский кейс». Не отказываясь от электронно-технологичной продукции, Южная Корея уверенно завоёвывает мир посредством поп-музыки и дорам (сериалами). Думаю, что немало тех, кто посмотрел фильмы «Паразиты» или «Игру в кальмара».
— Российские креативные индустрии критично замедлят рост ввиду санкций на поставку новых программных продуктов, отказа от работы с ведущими архитектурными бюро, ухода с рынка кинокомпаний-мэйджоров?
— Ситуация серьёзная, но не безнадёжная. Проведём аналогию с началом 1920-х прошлого века. Наши художники-конструктивисты после революции, находясь в изоляции, создавали продукты для широких масс, в которых устранялось разделение между творчески уникальным и утилитарным. Они опередили своё время! Русский конструктивизм повлиял на становление дизайна, а о продуктивности художественного похода, устраняющего границы между элитарным и массовым, стали рассуждать только в послевоенный период.
Представители российских креативных индустрий должны принять изоляционный вызов. Это уникальный шанс перезагрузиться, найти внутренние резервы для создания аутентичной продукции, которая будет принята на внутреннем рынке и составит конкуренцию на международной арене.
Экспорт креатива
— Отечественную творческую продукцию будем экспортировать в Китай?
— Как одно из направлений. В Китае доля креативной экономики в ВВП составляет 14 %. Поднебесная стабильно входит в тройку стран-лидеров по привлекательности для креативных звёзд. Китайские художники представлены в ведущих галереях современного искусства. Они в топе продаж на аукционах. Конкуренция для наших «креативщиков» будет жёсткая. Но это хороший опыт. Китайцы ценят советскую и русскую культуру. Поэтому перспективной выглядит работа в области организации туристических потоков в регионы.
В числе других векторов я бы назвал и страны Латинской Америки. Например, в бразильских университетах, где обучаются будущие специалисты в области дизайна, читаются курсы о русском авангарде и советском искусстве. Элементы супрематизма и конструктивизма вы обнаружите в граффити на стенах кварталов в Сан Пауло и Рио-де-Жанейро. Мы же можем не только покупать бразильских футболистов, но и открывать в Бразилии офисы наших компаний, предоставляющих качественные диджитал-услуги.
— А не случится ли так, что «интеллектуальная формовка» в границах креативных индустрий к оттоку творчески одарённых кадров, а не к развитию созидательной среды на региональных территориях?
— Такой вариант возможен. Действительно, образованная, активная и талантливая прослойка представителей креативных индустрий легко меняет локации. Но почему бы не повлиять на этот процесс, не извлечь из него выгоду? Хороший пример — Калининград. Город стал местом сборки для представителей геймдева (отрасли IЕ, занимающейся процессами создания видеоигр от разработки и дизайна до выпуска на рынок. – Прим. ред.). Растёт число компаний. Третий год проходит фестиваль и одноимённая конференция, где обсуждаются перспективы отрасли и предлагаются вакансии от лидеров индустрии. И это не случайное стечение разных факторов. Комфортная среда и сложившиеся традиции. Именно в Калининграде с 1990-х начали работать первые студии по созданию компьютерных игр, появились преференции со стороны государства для резидентов IT-кластера.
Новое настроение
— Москва не отказывается от «борьбы за умы и таланты». Регионы вряд ли смогут состязаться в этом плане.
— Я не сторонник «москвоцентричности» или «питероцентричности». Сейчас наблюдается процесс, когда специалисты, обладающие знаниями и технологиями, наоборот, переезжают из столиц в регионы. Они начинают интересные «движи», открывают новые места сборки. Например, книжные магазины, частные галереи, мастерские для местного сообщества.
Пришло время, когда образовательные центры должны делится компетенциями и экспертными нормами с регионами. Требуется, чтобы совместными усилиями с креативными авторами, культуртрегерами, представителями бизнес-сообществ и местными властями была сформулирована «метаистория», выражающая культурный код территории. Только то, что значимо для данной территории, имеет историко-культурную ценность. Например, у вас развита текстильная промышленность. Давайте создавать! Пусть открывается дизайн-бюро для проектировщиков одежды, пусть появится музей ткани, приглашаются модные дома со своими коллекциями и здесь же демонстрируются образы, созданные вашими художниками-модельерами, подключаются создатели фото- и видеоконтента, работающие с фэшн-тематикой. И результат не заставит себя ждать — таланты будут продолжать карьеру у себя в регионе. Можно подсчитать положительные эффекты от создания новых рабочих мест и налоговых поступлений.
— Сложилось ли у вас мнение о креативном потенциале Калуги?
— У меня было не так много времени, чтобы достаточно близко познакомиться с городом. Я бы подобрал вам такую метафору - город-музей. Калуга как будто обращена в прошлое, но старина нуждается в современных экспликациях. Полагаю, что Калуге есть о чём рассказать туристу и исследователю городских пространств. Нужно приложить творческие усилия, чтобы научиться рассказывать о себе интересно на языке современных технологий.
Приведу пример из моей тюменской практики. В городе появилась пешеходная улица подобно московскому Арбату. Дети, взрослые здесь стали чаще гулять. Развился внутренний туризм. Люди получили новое настроение. Что до этого можно было делать в Тюмени в свободное время? Только в горячих источниках купаться. Местные эксперты и краеведы сошлись во мнении, что городу нужно общее пространство. Подняли архивные документы, сформировали запрос и обратились к местному дизайнерскому агентству. Получили хороший результат, который стал подспорьем для реализации других инициатив. Уверен, что и Калуга имеет все возможности для роста креатива и привлечения к себе гораздо большего количества туристов.
Досье
Игорь Чубаров родился в 1965 году в Курске. Российский философ, искусствовед. Заместитель главного редактора, член редакционной коллегии журнала «Логос». Доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ.