Примерное время чтения: 8 минут
386

Сны последней осени. О художнике Борисове-Мусатове сложили легенду в Тарусе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Калуга № 16 16/04/2025
Надгробие на могиле художника в Тарусе.
Надгробие на могиле художника в Тарусе. / Ольга Коленова / АиФ-Калуга

14 апреля исполнилось 155 лет со дня рождения выдающегося русского художника Виктора Борисова-Мусатова. Его называли одним из самых поэтичных и одухотворенных русских живописцев.

Последние месяцы своей жизни художник провёл в Тарусе, создав здесь лучшие свои русские пейзажи. На тихих окских берегах прозвучала его лебединая песнь — шедевры, вошедшие в золотой фонд мировой живописи. Здесь художник нашёл свой последний приют. Подробнее — в материале kaluga.aif.ru

Творец собственной реальности

Виктор Борисов-Мусатов родился в 1870 году в Саратове в семье бывших крепостных. Отец работал служащим на железной дороге. В три года мальчик неудачно упал со скамьи, получив тяжёлую травму. В результате несчастного случая произошла деформация позвоночника, проблемы со здоровьем остались у художника на всю жизнь.

Первый художественный опыт получил в реальном училище, проходил обучение в воскресной школе, рисовальной студии. В 1890 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, был вольнослушателем в Петербургской академии художеств, позже из-за обострившейся болезни вернулся в столицу.

Летом 1895 года художник путешествовал по Крыму и Кавказу, где создал много натурных этюдов, осенью отправился в Париж. К 1898 году завершился процесс формирования художника. «Поверхность работ, сотканная из вибрирующих мазков чистого цвета, кажется живой, пронизанной потоками воздуха, омытой светом», — отмечают искусствоведы.

Автопортрет художника Борисова-Мусатова с сестрой. 1898 г.
Автопортрет художника Борисова-Мусатова с сестрой. 1898 г. Фото: Калужский объединённый музей-заповедник

В 1889 году он вернулся в родной Саратов, где прожил до 1903 года. Именно в это время в его творчестве оформилась ориентация на символизм, выработалась особая, «мусатовская» манера письма. Художник уходит от натуры и создаёт свою собственную реальность, словно заглядывая в «потустороннее».

То лето он провёл в усадьбе Слепцовка с заброшенным парком, статуями и господским домом с колоннами. В имении были написаны элегические картины-сны как воспоминания о протекавшей здесь когда-то жизни, родилась череда женских поэтических образов. Позже Борисов-Мусатов жил в имении Зубриловка под Саратовом, которая тоже находилась в запустении. Зубриловский парк и барский дом отныне стали фоном многих его работ.

Признание к живописцу пришло в 1901 году с выставкой Московского товарищества художников, где экспонировались его полотна «Гобелен» (первая премия конкурса имени Василия Поленова и Ильи Репина), «Вишнёвый сад», «Последний луч», «Встреча у колонны». Летом 1902 года в Зубриловке была написана знаменитая работа «У водоёма», где запечатлены образы его невесты, художницы Елены Александровой, и её младшей сестры. Княжеская усадьба вдохновила его и на создание самой мистической и мрачной работы «Призраки».

В конце 1903 года художник жил в подмосковном Подольске, где работал над монументальной живописью, продолжая создавать элегические картины-грёзы. Чтобы работать спокойно и уединённо над заказом по росписи московского особняка Дерожинской, переехал в Тарусу.

Реквием для мастера

Последние месяцы своей жизни Борисов-Мусатов провёл на пустующей даче Песочное на высоком берегу Оки по приглашению профессора Ивана Цветаева, основателя Музея изящных искусств. «Теперь я живу в Тарусе. В глуши. На пустынном берегу Оки. И отрезан от всего мира. Живу в мире грёз и фантазий среди берёзовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов (...) Я создал себе свою жизнь. Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения», — писал он.

3. На балконе. Таруса. Работа Борисова-Мусатова.
На балконе. Таруса. Работа Борисова-Мусатова. Фото: Калужский объединённый музей-заповедник

В Тарусе художник пишет свои пронзительные тонкие работы — акварели «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Сон божества», этюды к «Венкам васильков», полотна «Куст орешника», «Осенняя песнь», пейзаж «На балконе. Таруса». В это время тяжело заболела преданный друг семьи художника и его любимая модель Надежда Станюкович — вслед за мужем, офицером Владимиром Станюковичем, она отправилась на фронт русско-японской войны работать в госпитале. И не выдержала крайнего душевного потрясения. Борисов-Мусатов отчаянно боролся за её жизнь, но она умерла в Москве в августе 1905 года практически на руках у художника.

Осенняя песнь. Работа Борисова-Мусатова в Тарусе.
Осенняя песнь. Работа Борисова-Мусатова в Тарусе. Фото: Калужский объединённый музей-заповедник

Убитый горем живописец берётся за новое монументальное полотно — «Реквием», посвящённое памяти друга. На ней дамы в старинных одеждах медленно проходят перед дворцом, в центре группы — почти призрачный образ женщины, оборачивающейся назад, в чертах которой запечатлён образ Надежды Станюкович. По силе выраженного трагического чувства работа напоминает «надгробный плач» и становится последней для мастера.

Борисов-Мусатов скоропостижно скончался в Тарусе в возрасте 35 лет 8 ноября 1905 года. Так же как когда-то для Моцарта, «Реквием» мастера прозвучал и для него...

Реквием. Работа Борисова-Мусатова.
Реквием. Работа Борисова-Мусатова. Фото: Калужский объединённый музей-заповедник

В 1906 году Сергей Дягилев представил на выставке «Мир искусства» в Санкт-Петербурге 62 картины Борисова-Мусатова. На Русской выставке в Париже показали 22 его работы. В 1910 году в Москве прошла первая персональная выставка художника, появилась монография о нём.

Мальчик уснул

Однажды, прогуливаясь по Тарусе, художник обмолвился, что хотел бы упокоиться на высоком окском берегу недалеко от храма Воскресения Христова. Его завещание было выполнено. Как писал Константин Паустовский, «осенью с этого косогора открывается в затуманенном воздухе такая беспредельная русская даль, что от неё замирает сердце».

Место это теперь так и называют: «Мусатовский косогор». А Паустовский выстроил на его основе сюжет своего тарусского рассказа «Уснувший мальчик».

Вид на Оку с Мусатовского косогора в Тарусе.
Вид на Оку с Мусатовского косогора в Тарусе. Фото: АиФ-Калуга/ Алексей Урусов

Надгробие изготовил в 1910 году близкий друг Борисова-Мусатова скульптор-модернист Александр Матвеев. На гранитном памятнике — лежащая фигура подростка, который спит безмятежным сном.

Среди тарусян бытовала легенда (впрочем, она жива и сейчас), что на надгробии изображён подросток, спасённый из Оки Борисовым-Мусатовым. Художник вытащил из холодной воды мальчика, а сам простудился и из-за этого умер. Ряд исследователей творчества художника называли факт попытки спасения мальчика реальным. Но это всё же легенда, очень красивая, печальная, удивительным образом живущая до сих пор, а значит, имеющая на это право.

Мальчик не умер — он просто уснул. И проснётся для иной, неведомой нам жизни, «где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах