На этой неделе во Владимирском скиту монастыря Тихонова пустынь прошли духовно-просветительские мероприятия, посвящённые 10-летию со дня смерти заслуженного художника России Павла Рыженко. На встрече побывал и корреспондент kaluga.aif.ru.
Памятная молитва
На панихиду по усопшему, которая состоялась в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери, приехала представительная делегация из более чем двадцати человек Студии военных художников имени М. Б. Грекова. В её состав вошли академики Российской академии художеств Татьяна Скоробогатова, Людмила Ширшова, художники, административный и производственный персонал студии. Делегацию возглавляла почётный член Российской академии художеств Татьяна Самарская.
В памятных мероприятиях приняли активное участие священники, монахи, сотрудники скита, брат Павла Рыженко — Дмитрий с супругой Кристиной, директор Калужского объединённого музея-заповедника Виталий Бессонов, калужские журналисты, поэты и прихожане.
После панихиды в специально выстроенном возле диорамы в зале Павла Рыженко состоялась встреча. На стенах небольшого помещения репродукции картин художника, его детские рисунки и семейные фотографии.
На одном из иллюстрированных стендов, где описывался жизненный путь живописца, текст заканчивался горькими для всех, кто знал Павла и восхищается сегодня его творчеством, словами: «16 июня 2014 года в 44 года Павел умер, работая над портретом Андрея Рублева».
Поэт Сергей Коробцов, принимавший в свое время самое активное участие в строительстве диорамы и зала памяти, рассказал много интересных фактов из жизни Мастера, написавшего кистью душу русского народа.
Приехавшие художники, лично знавшие Павла, также поделились своими воспоминаниями о человеке, с которым работали вместе в Студии военных художников им. М.Б. Грекова.
«Мы с Кристиной приехали сюда, чтобы присутствовать на панихиде, потому что родители не смогли приехать из-за своего возраста и жары, — сказал родной брат художника Дмитрий Рыженко. — У нас с Павлом разница в возрасте всего девять лет. Когда он приезжал на выходные из художественной школы, то всегда рисовал. Родители предлагали ему отдохнуть от кистей, этюдника и картона, но у Павла был твёрдый характер, и он постоянно писал пейзажи, этюды и придумывал композиции для своих работ».
Эпический мастер
Павел Рыженко создал потрясающую диораму «Великое стояние на Угре», которая поражает своими размерами: её длина составляет 23,6 м, а высота — 6,7 м. Это полотно написано всего за два с половиной месяца и отображает событие, которое стало ключевым в формировании Русского государства. Именно оно положило конец иноземному игу.
На переднем плане художник изобразил лагерь русского ополчения в момент, когда всё войско готовится к бою. На холсте можно увидеть тщательно прописанные пушки, ядра, раненых и пленных воинов, иконы, свет от лампадок, монахов и детей. Всего на диораме более 150 персонажей.
«Павел был эпическим художником. Он рассказывал нам, как видит свою работу в целом, делился творческими планами. Но самое удивительное — он не просто рассказывал, а заставлял сопереживать. Эта особенность его творчества всегда нас поражала», — подчеркнул кандидат исторических наук Виталий Бессонов.
Академик Российской академии художеств Людмила Ширшова отметила: «Художник — это прежде всего личность. Всё, что Павел в себя вобрал, он отразил в этом полотне. Сейчас мы говорим о современном искусстве, и мне пришла в голову мысль, что это произведение тоже современное. Потому что в нём скрыта глубокая мысль художника. Он писал не просто доспехи, а мужество воинов, идущих в бой. Он писал красоту родной земли, любовь и величие России. Когда вы приходите сюда, это место сильно влияет на ваши эмоции, потому что Павел действительно любил Россию. Калужская земля вырастила многих великих людей».
«Это полотно поражает даже тех, у кого огромный творческий опыт и невероятный труд по воссозданию храма Христа Спасителя, — сказала Татьяна Скоробогатова. — Павел Рыженко, работая на Студии им. Грекова, сразу осознал свою новую миссию. Он писал не только исторические картины, у него было призвание отражать на полотне эпос как событийную песню. Вот его полотно, на котором сидит слепой музыкант и поёт эту песню. Даже будучи больным, с израненным сердцем, он отдавал всего себя работе. Этот человек вдруг понял свою какую-то фантастическую новую миссию в студии».
Божья воля!
Заведующая монастырским музейным комплексом Светлана Ткачук рассказала невероятную историю, связанную с созданием диорамы.
«Когда я позвонила директору Студии им. М. Б. Грекова, то он дал мне телефон мастерской Павла Рыженко. Мы проговорили больше часа. Художник очень искренне и эмоционально говорил о важности создания диорамы. В конце разговора он сказал: «Диорама должна быть, она необходима, чтобы наши дети знали историческую правду. Но для этого нужна Божья воля».
Два года шла подготовка к её созданию. Отец Тихон и братия монастыря молились, ездили на молебны перед Владимирской иконой Божией Матери даже в Третьяковскую галерею.
Однажды я позвонила Павлу, и он, узнав мой голос, воскликнул: «Есть воля Божья!» Он объяснил, что только что вышел из реанимации и первый звонок ему поступил из монастыря. Павел тогда твёрдо сказал: «Быть диораме!»
Диорама «Великое стояние на Угре» уже существует много лет и встречает с распахнутыми дверями посетителей и организованные группы детей».
Перед закрытием памятных мероприятий директор Студии военных художников имени М. Б. Грекова Татьяна Самарская подарила уменьшенную копию живописной работы «Парад Победы 24 июня 1945 года», авторам которой президент РФ Владимир Путин присудил премию Маршала Георгия Жукова.
Кстати
Созданный Павлом Рыженко образ русской истории, его иконический ряд должны войти в учебники, альбомы и хрестоматии как часть культурного опыта и идентичности нашего молодого поколения. Его имя, несомненно, заслуживает место рядом с величайшими русскими художниками XIX и XX веков как классика русской живописи нашего времени.