Примерное время чтения: 8 минут
71

«Рок-подвал» открыт. Валентин Черняк приглашает меломанов в гости

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Калуга №41 12/10/2022
Сезон «подвальников» в Калуге уже начался.
Сезон «подвальников» в Калуге уже начался. / Валентин Черняк / Из личного архива

Легендарный калужский автор и ведущий единственной за несколько десятков лет телевизионной программы про рок-музыку, хранитель уникального музея рок-н-ролла Валентин Черняк накануне открытия нового сезона знаменитых «подвальников», вспомнил, с чего всё начиналось, и поделился своими мыслями о современной рок-музыке.

В СССР не было запрета

Владимир Андреев, Kaluga.aif.ru: Валентин, за эти полвека изменились предпочтения рок-меломанов у нас в стране?

Валентин Черняк, рок-подвал

Валентин Черняк: Некорректно сравнивать возможности доступа к музыке сегодня и тогда. В советское время слушали то, что могли достать. Но вообще, если человек рос на музыке The Beatles или The Rolling Stones в 60 е годы, то эти предпочтения остались у него на всю жизнь. А то, что появилось позже, их не заменило. Сейчас же все просто — вошёл в телефон и всё у тебя есть.

— Это хорошо или плохо?

— Плохо. Исчезла изюминка поиска информации, удовольствия от того, что ты что то нашёл. Те, кто ночами ловил в радиоэфире легендарные позывные «Сева, Сева Новгородцев, город Лондон Би-би-си», поймёт, о чём речь. Тогда для нас был праздник, когда мы собирались у кого нибудь на квартире и говорили: а я слышал, а мне статью пересняли из зарубежного журнала с фоткой! А фото почти всегда размытое, и сложно понять, кто на ней — Леннон или Маккартни.

Досье
Валентин Черняк родился в Калуге в 1955 году. В 1978 году окончил с красным дипломом КГПИ им. Циолковского по специальности преподаватель истории и английского языка. С 1980 по1983 годы преподавал в гидромелиоративном техникуме. С 1983 го по сей день работает в областном центре народного творчества. Заслуженный работник культуры Калужской области. Автор и ведущий телепрограммы «Кругооборот», арт-директор музея «Рок-подвал».

Кстати, никто ничего категорично не запрещал. Это сказки. Было недоступно — да, но это разные понятия. Я в те годы обожал Высоцкого.

— Но Высоцкий — это же не рок-музыка?

— Лично для меня Высоцкий — это главный рокер Советского Союза. Рок, в моём понимании, это не только музыка, это образ жизни, самовыражения. Бунта, протеста.

— Почему он так сильно изменился? Против чего сегодня протестует? Или никакого протеста и нет?

— Те люди, которые тогда были на пике рок-манифестов, сегодня стали обеспеченными. В какой то степени они умерли после того, как назвались сэрами-­пэрами, после приёмов у английской королевы. Современный рок-протест стал слишком респектабелен и часто ангажирован. Протестовать за деньги сегодня обычное, увы, явление.

Украсть не так страшно?

— Поистёрлись сейчас не только мысли, тексты, но и мелодии…

— Да, безусловно, музыки как таковой в роке стало очень мало. Быть может, дело в том, что тогда всё это было впервые. Они все были первооткрывателями. Сейчас, какую музыку ни копни, у неё ноги растут из 60–70 х годов. Изобрести что то новое очень сложно. Всё равно у музыканта где то глубоко на подкорке будет крутиться что то навеянное теми велики рокерами. И он, даже не думая, может слямзить что то оттуда.

— Ну наши рокеры без стеснения «лямзили» и в тех же 70 х годах.

— Про наших я не говорю, потому что у нас понятие рок-музыки очень расплывчатое. Менталитет другой, культура иная. Не плохая, просто другая. «Машина времени», «Воскресение» опирались на The Beatles — это был достойный образец. Все нынешние критиканы, которые пытаются облить грязью наших музыкантов за компиляцию иностранных мелодий, не знают или забыли, что в ВИА тех лет — «Весёлых ребятах», «Синей птице», «Самоцветах» — работали суперпрофи, в отличие от некоторых современных музыкантов. Они не просто выходили на сцену в драных штанах и что то орали, а умели петь, играть на музыкальных инструментах, знали, что такое гармония, ноты, наконец. И если они перепевали великие хиты западных исполнителей, они делали это здорово и профессионально. И это становилось доступно всем!

— Сложно представить сегодня подростка, слушающего «Песняров». А для людей пожилого возраста — это как глоток чистой воды. Что это — обычная ностальгия или дело в другом?

— Я не считаю, что ностальгия. «Песняры» — это топ, потолок того, чего можно достичь в плане профессионализма. Не только тогдашнего советского, но и международного уровня. Величайшая подборка вокалистов, музыкантов, аранжировщиков, самобытность шикарная. Помню, меня просто убила их песня «Александрина». Шикарная рок-баллада.

Именитые гости в музее рок-н-ролла не редкость.
Именитые гости в музее рок-н-ролла не редкость. Фото: Из личного архива/ Валентин Черняк

— И всё таки «рок-н-ролл мёртв»?

— Нет. Мы не знаем, в каком гараже или подвале в данную секунду сидят четыре лохматых парня с недорогими гитарами и сочиняют мелодию, которую через пять лет начнёт петь весь мир. Есть безумно талантливая «молодая шпана». Ждём.

Ушли в подвал

— Когда вышла первая программа «Кругооборот»? Нет желания её возобновить?

— Это был 1992 год. Мне позвонил Юра Бурцев и предложил сделать программу о рок-музыке. Сначала было несколько выпусков для кабельного телевидения на правый берег. А через пару лет программа вышла в эфир. Она жила больше 20 лет. Сейчас желания её возобновить уже нет. Поменялись телевизионные форматы, восприятие людей. Раньше мою программу ждали потому, что я находил очень редкие видео и показывал их. Сейчас всё доступно в Интернете.

Но мы тогда не только показывали найденные ролики, мы ездили по концертам, брали интервью. Помню интервью с Гребенщиковым, очень сложное. С Шевчуком, когда он находился на пике. Это вторая половина 90 х годов. Шевчук тогда в отличие от современного настолько был доступен, что взять интервью у него не составило труда. Мы смонтировали и показали его в «Кругообороте», причём тогда никакой цензуры на ТВ не было от слова совсем.

— Вас ещё называли калужским Севой Новгородцевым. А имидж этот — тёмные очки, этакий рок-мачо, он откуда?

— Имидж… от Демидова Вани, конечно. Подсмотрел, нравилось мне, как он «Муз-Обоз» ведёт. Кстати весь архив у меня сохранился. Здесь в «Рок-подвале» лежит в сейфе».

— Когда возникла идея создать «Рок-подвал»?

— Со второй половины 80 х годов я начал собирать свои архивы в подвале киностудии областного центра народного творчества, и постепенно место обживалось. Приходили мои друзья, любители рок-музыки. Подтягивались музыканты. Когда возник «Кругооборот», мы стали там что то снимать. Потом решили сделать музей, это была общая идея. Сделали — назвали «Рок-подвал». Сейчас вот переехали в новое здание. Здесь более свободно, и местонахождение идеально — комплекс Гостиный двор.

— Переезд был сложный?

— Работать пришлось много. Когда мы открыли дверь, воды на полу было по щиколотку, ни света, ни канализации, ни отопления — запустение полное. Полтора года ремонтировали. Сейчас здесь несколько залов с экспозицией, сцена и современный звуковой аппарат для концертов. На прежней сцене у нас играли и Борис Гребенщиков, и Роман Мирошниченко, и Артур Беркут, и Ксения Федулова, Стенли Джордан. Сейчас главное — перенести сюда ту ауру старого «Рок-подвала», которая накапливалась 30 лет. Здесь мы всего лишь год. Но надеюсь, что получится. Сезон «подвальников» мы уже открыли, а экскурсии идут постоянно.

— Сюда приходят в том числе и школьники. А им сегодня нужен рок?

— Когда приходят молодые ребята, я им завожу магнитофонные записи. У них начинают так гореть глаза, что я понимаю — рок-н-ролл жив и не всё ещё потеряно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах