Примерное время чтения: 7 минут
297

«Для меня награда — Лада». Виктор Румянцев о реинкарнации нашего автопрома

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Калуга №30 27/07/2022
ВАЗ 2103 1972 года на фестивале «РетроРейс» в Москве.
ВАЗ 2103 1972 года на фестивале «РетроРейс» в Москве. / Виктор Румянцев / Из личного архивa

Нечасто сейчас встретишь на дорогах советские автомобили. Рассмотреть их, потрогать можно, пожалуй, лишь на выставках. В Калуге несколько лет проходил фестиваль «Автострада» в сквере имени Волкова. В прошлом году выставку классических автомобилей Волжского автозавода организовал клуб «LADA HISTORY»на Театральной площади.

Привёз эту ламповую историю Советского Союза руководитель Московского отделения общественной организации Виктор Румянцев.

Показ в стиле ретро

Владимир Андреев, kaluga.aif.ruВиктор, будет ли фестиваль «Автострада» в этом году?

Виктор Румянцев, автопром

Виктор Румянцев: Нет. Это тульский фестиваль, организаторы его там. Изначально его проводили ко Дню России в Туле, потом стали и в Калуге. Этим летом организаторы решили его не проводить. К тому же в Калуге он проходил в сквере Волкова — это была единственная площадка, пригодная для фестиваля. Сейчас она реконструирована и уже не подходит для «Автострады». Наш клуб «LADA History» в День города организует свои выставки. В прошлом году выезжали на Театральную площадь, этим летом хотим провести во дворике краеведческого музея. Пока городская администрация нас поддерживает. В любом случае, если что — покажем на Театральной.

Досье
Виктор Румянцев родился в Калуге в 1983 году. С отличием закончил калужский филиал Российской правовой академии Минюста. В Клубе с 2019 года. Работает в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Калужской области.
— Во дворике мало места…

— Мы исповедуем принцип — пусть это будет небольшой показ, но он будет достойный.

— Что покажете?

— Основная часть — это автомобили Волжского автозавода. А там посмотрим. Может быть, приедут наши коллеги из других клубов — «Победа», «ГАЗ 21».

В августе будет очень масштабный ретро-­фестиваль в Казани. Туда коллекционеры привезут настоящие раритеты. А у нас ездовая техника, она категории ретро, но на наших машинах можно передвигаться своим ходом.

Пересядем на наши?

— Сейчас у российского автопрома появился шанс возродиться. Сможем создать что то на уровне западных образцов?

— В СССР была очень мощная автомобильная промышленность. К сожалению, всё это после развала страны кануло в Лету и было заменено на импортные аналоги.

Прямо сейчас мы не сможем вскочить на подножку экспресса под названием мировой автопром. Утеряны технологические цепочки. Нужна научно-­техническая база. Я говорю не о локальных, штучных разработках, вроде «Ауруса», а о массовом автомобиле для населения. «Аурус» создан на основе мировых разработок, у нас были подобные проекты, вспомните «Чайку», например.

Массовое производство пока невозможно. И если ВАЗ перепрофилируют под российских поставщиков оборудования, то «Москвич» уже перестал существовать как автозавод. Все связи нарушены, нет специалистов. Создать всё это с нуля за короткий промежуток времени практически нереально. Я считаю, что зря всё это затеяли с возрождением марки «Москвич». Это уже история. Таких автомобилей сейчас нет, как нет и такого завода.

Если всё же возродят «Москвич», то к той советской марке он не будет иметь никакого отношения. Да и удастся ли подняться до качества того уровня, каким обладал советский завод — вопрос. Вспомните, сколько у него было международных наград, какой был экспорт, сколько на внутреннем рынке продавали.

Скорее всего, будет какая ­нибудь китайская марка авто с наклеенным шильдиком «Москвич». Это исторически корректно? Сомневаюсь.

— А у ВАЗа больше шансов?

— Думаю, да. Сейчас с предприятия ушли иностранцы, завод в плане управления снова стал полностью отечественным. Я считаю, что Волжский автозавод сможет выпускать конкурентную продукцию. Вопрос времени и средств: потребуется не один год и даже не одно десятилетие. Главное — начать и идти к цели.

Не ведро с болтами

— А зачем ездить на старых авто, если можно сейчас комфортно рулить на пусть даже бюджетной иномарке?

— Сравнивать эти авто нельзя. «Жигулей» и «Москвичей» сегодня на ходу много, на них ездят люди каждый день. Я же говорю о выставочных экземплярах. Это машины не каждодневной эксплуатации.

«LADA History» — это клуб, для тех, кто любит машины Волжского автозавода. Классические — с первую по девятую модель — с 1970 года по начало 90 х. В клубе более 60 человек и около 200 единиц техники. Располагается он в Тольятти и имеет отделения в регионах. В ЦФО Московское отделения возглавляю я.

Мы сохраняем историю завода, работаем в архивах, достаем уникальные фотографии, публикации. Ведь «Жигули» стали в СССР первым массовым автомобилем. У нас есть автотехцентр, где мы занимаемся реставрацией.

Клуб консультирует владельцев ВАЗовских машин, ведь у ранних моделей было огромное количество разных комплектаций. Наши спецы могут сказать: да, до 1971 года здесь ставилась такая деталь, а после — вот такая, и многое другое в том же духе.

Организуем и проводим выставки, автопробеги, участвуем во многих российских ретро мероприятиях.

— Сколько сейчас автомобилей «Лада» в России?

— Я думаю, что тех, которые действительно не стыдно показать, несколько сотен. У нас исторически не существовало культа этих авто, они были, что называется, и в пир, и в мир. Их погубила нещадная эксплуатация. За весь период существования ВАЗа было выпущено более 30 млн. автомобилей. Большая часть на ходу, но, если мы говорим об аутентичности и исторической ценности, таких осталось очень мало. «Помогла» и программа утилизации. Огромное количество ценных, интересных экземпляров просто ушло под пресс.

«Помогла» программа утилизации. Огромное количество ценных, интересных экземпляров ВАЗ просто ушло под пресс.
— Как определить, машина раритетная или «новодел»?

— Визуально, например, по цвету. Палитра была широкая, но ядовитых колеров не было. У нас есть карты цветовой палитры по годам выпуска. Однако многие авто сейчас на выставках стоят на современной резине, что исторически не совсем корректно. Но тут важен баланс: историческая ценность и безопасность.

— Много времени уходит на обслуживание, реставрацию?

— Да, много. Это не современное авто, тут нужно завести, посмотреть давление в шинах, уровень масла, послушать работу двигателя. Это увлечение, а на него ни времени, ни денег не жалко. У меня ВАЗ 2103, реставрация заняла почти два года. Это машина семейная, она у нас с 1981 года, её купил мой дедушка, перешла в результате ко мне. В прошлом году ей было 40 лет. Пробег 99 тысяч километров.

— Сколько стоит реставрация?

— Очень дорого. Сегодня ценник на реставрацию автомобиля начинается от одного миллиона руб­лей. Очень трудно достать оригинальные советские детали и с каждым годом найти их всё сложнее.

— Число членов клуба растёт?

— Да, на каждой выставке к нам подходят люди, спрашивают, как стать участником. Это просто — на нашем сайте есть вся информация. Интересуются и люди старшего поколения, и молодёжь. Последнюю привлекает необычность. Каждая машина обладает историей. К тому же, это автомобиль, которым ты реально управляешь. Если ты тормозишь, то ты ногой это чувствуешь, если поворачиваешь руль, то ты ощущаешь, как поворачиваются колёса, как напрягается подвеска. В том числе и за этим приходят в ретро клубы. Это действительно непередаваемые эмоции.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах