Городской голова Калуги Дмитрий Денисов заявил, что не позволит сделать пассажирские перевозки бизнесом. Это сразу породило множество слухов, в частности о возможном приходе крупной компании-перевозчике из другого региона.
О том, что на самом деле ждёт общественный транспорт, мы спросили руководителя управления Калужского троллейбуса (УКТ) Вадима Витькова.
Сбросят рога?
Владимир Андреев, kaluga.aif.ru: Вадим Владимирович, городской голова сделал громкое и загадочное заявление. Есть тревожные сигналы?
Вадим Витьков: Нет. Он просто сказал, что это не бизнес, а социальная муниципальная услуга. Что, в общем, правильно и соответствует всей урбанистической науке в сфере общественного транспорта. Нигде в мире он бизнесом не является.
— То есть на маршруты общественного транспорта никто не покушался?
— Дмитрий Денисов просто дал понять, что концессия — государственно-частное партнёрство — для общественного транспорта сегодня не приемлема. Для коммерческой компании основная цель — извлечение прибыли, какую бы социальную направленность она не исповедовала. Рыночный тариф на проезд 50 рублей, а калужский социальный — 25. Если крупная компания зайдёт, она тут же попросит увеличить тариф до коммерческого, ограничить движение пассажирского транспорта до 10 вечера. С точки зрения бизнеса невыгодно ездить по ночным улицам и возить трёх пассажиров. Но, по моим сведениям, никто с предложением о такой концессии не выходил.
— Обнинск получил новые автобусы. Калугу ждёт «перевооружение»?
— В Обнинске полностью закупили новый транспорт за счёт инфраструктурного кредита, который получил регион. Сделали все маршруты муниципальными и льготными. У нас в Калуге выбора нет, думаю, мы в любом случае к этому придём.
— Троллейбусы уйдут на заслуженный отдых, уступив место автобусам и электробусам?
— Я против ухода с линий троллейбусов. Электробусы, конечно, хорошо, но сегодня они стоят за 30 млн. рублей. Если купить необходимые 100 машин, это выльется в три миллиарда. А этими машинами весь город не закроешь. Их хватит, только чтобы троллейбусы заменить. Поэтому я за разумный баланс. Электробусы сейчас дороги, зато у нас есть троллейбусная инфраструктура. Питер пошёл по этому пути — он сохранил сеть и взял троллейбусы с автономным ходом, то есть они могут без контактной сети проходить 15–20 километров. У нас, к примеру, такие машины могли бы доезжать до Дубравы, скидывать рожки и ехать дальше.
— А что вы скажете про возраст троллейбусов? Парк сильно изношен?
— Из 80 троллейбусов, выходящих на линию, 30 мы приобрели в 2013 году — это последняя закупка. Сейчас троллейбус стоит около 25 млн. рублей, но на торгах можно взять за 22 млн. Нам сейчас нужно около 100 новых троллейбусов, потому что за 10 лет эксплуатации машины очень «постарели». Заменить нужно весь парк.
Муниципальному предприятию, городу, да и региону таких денег не найти, необходимо привлекать федерацию. Тогда можно получить такой же, как в Обнинске инфраструктурный кредит или транш по программе «Безопасные и качественные дороги».
Раньше нам Москва дарила свои отработавшие срок машины, но подарки эти не бесконечны. Они закончились. Да и те, что пришли к нам, 12 лет интенсивно использовались на дорогах столицы и соответственно уже далеко не новые. Мы умудрились из 10 подаренных запустить девять.
Дикий бизнес
— Можно ли убрать частников с городских маршрутов?
— Частные перевозчики ездят по своим маршрутам, мы — по своим. Чтобы убрать их сейчас, надо чем то их заменить. А заменить пока нечем. Хотя желание отдать всё муниципальному транспорту есть, вопрос только в возможностях.
— Текучка в УКТ сегодня большая?
— Текучка есть, потому что мы регулярно чистим ряды водителей автобусов. К нам пришло очень много частников. Они много лет работали по законам «дикого Запада» и им трудно перестроиться.
— Если у нас тариф в два раза меньше коммерчески обоснованного, то почему частные компании остаются, зачем им это нужно?
— Социальный тариф никогда не будет интересен бизнесу. По крайней мере, если он будет работать по всем правилам: платить налоги, содержать базу и так далее. На один автобус положено три водителя. А это дополнительные расходы. Плюс ты должен обновлять автопарк, платить людям официальную зарплату, держать базу с гаражом, оборудовать кабинеты врачей, выписывать путевые листы на месяц вперед. Если всё это делать по закону, остаться в минимальной прибыли можно лишь при тарифе в 50 рублей.
— То есть частные пассажирские перевозки — это до сих пор теневой бизнес?
— Да, он не прозрачный, совершенно точно. Поэтому я сторонник муниципализации. Сейчас пассажирские перевозки априори не могут быть бизнесом.
Кондуктор не спешит
— Недавно водитель высадил подростка из-за того, что у него якобы кончился бензин. Это был частник, но и на ваши маршруты нередко жалуются пассажиры. Вы проверяете своих подчинённых?
— Инкогнито да. Время и маршруты не скажу, потому что распугаю водителей.
— На что в первую очередь обращаете внимание?Пассажирские перевозки не могут быть бизнесом. Если всё делать по закону, остаться в минимальной прибыли можно лишь при тарифе в 50 рублей.
— На состояние салона — чистый или грязный, на поведение водителя и кондуктора, на манеру езды: заезжает ли он на остановочные карманы, дёргает ли машину, старается обогнать. Бывает, особенно у автобусников, такая привычка с частных маршрутов — обогнать коллегу. Хотя сами они порой не понимают, зачем торопятся. Зарплата фиксированная. Наказываем, если не понимают — увольняем.
— Несколько лет назад в Калуге стали использовать троллейбус для всяческих шоу, празднований, концертов. Сейчас прекратили это делать. Почему?
— Я считаю, это не совсем правильно. К тому же, это не очень коррелируется с законодательством о безопасности на транспорте. У нас есть туристический троллейбус. Но он ездит чётко по маршрутам. А специально загружать граждан и возить без остановок нельзя.
— Мы придём к тому, что кондукторы исчезнут из салонов?
— Да, придём. Тяжёлая работа, невысоко оплачиваемая. Проблема в стационарных терминалах оплаты проезда. Практика по другим регионам показывает, что выручка у перевозчиков падает сразу наполовину. Придётся сильно увеличивать контроль, но выхода нет, мы всё равно к этому придём. Хорошо бы совсем уйти от наличных денег, как это сделала Москва и Московская область.
— Поговаривают, что вы решили переехать работать во Владимирскую область. Это правда?
— Кто то брякнул, а в СМИ на полном серьёзе это подхватили. Я никуда не собирался уходить. Никаких предложений мне не поступало. Мне и здесь нравится.