На заседании общественного совета при городском голове по развитию малого и среднего предпринимательства обсудили внешний облик городских улиц, включая предстоящий запрет иностранных символов и надписей на информационных конструкциях.
Стоит ли перегибать?
Как сообщили в управлении экономики и имущественных отношений горуправы, планируется разработать и представить на заседание совета конкретные предложения по изменениям в правилах благоустройства. Совет также рекомендовал максимально быстро разработать архитектурно-художественные концепции для центральных улиц города.
Калужане к этой инициативе отнеслись скептически. Вывесок на иностранном языке в городе немало – они давно стали привычными. Да и поменять вывеску стоит денег. «Столько проблем в городе надо решать, а они с иностранными словами носятся», – написала Валентина Лопатина.
«Понимаю, что нашим депутатам приходится нос по ветру держать, чтобы иметь выгоду для своего бизнеса, но перегибать-то не нужно. Сами же не на православных «ладах» передвигаются, к примеру. Смешно выглядит весь этот цирк», – комментируют жители города предложение по изменению вывесок.
«Непонятно только, как это будет реализовано. Как определить: иностранное слово или нет? Если они хотят запретить вывески латиницей писать, то это глупо получается. И если название бренда – иностранное слово, с этим как?» – спрашивает один из калужан.
Высказывают и предположения по поводу иностранных туристов: «А иностранных туристов не ждём, тех же китайцев? Может, иероглифы всё-таки разрешат…»
Президент Торгово-промышленной палаты Калужской области Виолетта Комиссарова не считает необходимостью переименовывать вывески. «Ещё непривлекательнее смотрятся названия иностранных товаров или брендов русскими буквами. Может, пора включать чувство меры? Это просто манипуляция и дополнительные расходы для предпринимателей, потеря времени на допсогласования и все затраты в цену для потребителя. Создавайте свои товары, давайте русские названия, делайте так, чтобы у нас покупали наше – конкурентоспособное и востребованное, на русском языке», – отметила она.
Поправок будет много
Впрочем, как бы ни относились к этому калужане, закон о защите русского языка принят пока в первом чтении Госдумой ещё в феврале.
«Защита русского языка и противодействие излишнему использованию иностранной лексики указом президента отнесены к задачам национальной культурной политики. Но при этом на практике мы видим обратное. Вывески, реклама, названия жилых комплексов пестрят англицизмами. Никто не говорит о запрете иностранных слов, законопроект не об этом, он направлен на обязательность использования государственного русского языка», – подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов.
Закон будет дорабатываться – поправок ожидается много. Популярные слова на английском, которые сейчас продавцы размещают на витринах, вывесках, рекламных плакатах, использовать будет запрещено. Вместо coffee, fresh, sale, shop нужно будет писать по-русски: «кофе», «свежий», «распродажа», «магазин».
Однако если название зарегистрировано в качестве товарного знака или знака обслуживания, то его можно будет написать латиницей. Если товарный знак зарегистрирован и на русском, и на английском, то можно использовать оба варианта.
Как будет применяться закон, изменятся ли калужские вывески и улучшит ли новое требование облик города – пока неизвестно.
Кстати
Ещё 7 ноября прошлого года мэр Ярославля Артём Молчанов подписал постановление ведомства «О размещении информационных конструкций на территории города». Согласно постановлению в вывесках нельзя будет использовать иностранную лексику. Исключение составляют слова, зарегистрированные как товарный знак, а также случаи, которые предусмотрены международным договором РФ.