Заместитель начальника отдела безопасности калужского отделения Банка России Владимир Разоренов сообщил, что только во втором квартале этого года банки предотвратили более 6,5 млн попыток кибермошенников похитить средства со счетов клиентов. Средний чек одного хищения у граждан за четыре года увеличился с 10 до 15 тысяч рублей. Наиболее распространенной практикой остаются звонки от якобы работников банка и лжесотрудников Банка России. За второй квартал инициирована блокировка 276,8 тысячи телефонных номеров, которые использовались для обмана людей. Также мошенники представляются сотрудниками полиции, Следственного комитета или других ведомств, убеждают перевести сбережения на «специальный» счет, чтобы сохранить их.
Еще одна схема мошенничества состоит в том, что аферисты подделывают аккаунты руководителей компаний в соцсетях и мессенджерах либо взламывают их и дают указания о переводе денег.
«Банк России предупреждает, что сотрудники не используют общедоступные мессенджеры или социальные сети для решения служебных вопросов. О всех подобных видах мошенничества, тем более если человек поверил обманщикам и перевел им какие-то суммы, нужно незамедлительно сообщить в банк и полицию», – отметил Владимир Разоренов.
Начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью региональной прокуратуры Сергей Цуцкий отметил, что раскрываемость таких преступлений крайне низкая из-за технических сложностей. Каждый оператор сотовой связи сегодня должен блокировать звонок с использованием номеров из-за границы. Недобросовестных операторов связи прокуратура привлекает к административной ответственности. Новое направление работы прокуратуры – взыскание денежных средств с дроперов. Это владельцы счетов, на которые обманутые люди переводят деньги. Прокуратура Калужской области не выявляет таких дроперов. Сейчас в прокуратуре восемь подобных исковых заявлений, часть из которых уже рассмотрена и удовлетворена.
Начальник отдела управления уголовного розыска калужского УМВД Казбек Зангионов отметил, что с приближением новогодних праздников активность преступников возрастает. Люди тратят деньги на подарки, покупают туры, в том числе через интернет. И этим пользуются мошенники. Чтобы защититься от них, нужно помнить, что сотрудники любого банка никогда не просят сообщить данные вашей карты (номер карты, срок её действия, секретный код на оборотной стороне карты).
«Не покупайте в интернет-магазинах товар по явно заниженной стоимости, так как это очевидно мошенники. Никогда не переводите денежные средства, если об этом вас просит сделать ваш знакомый в социальной сети, – возможно, мошенники взломали аккаунт. Сначала свяжитесь с этим человеком и узнайте, действительно, ли он просит у вас деньги. Не переходите по ссылкам на неизвестные сайты», – рекомендовал представитель МВД.
Начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Сергей Аксенов рассказал об использовании мошенниками портала Госуслуг:
«Горячая линия телефона Госуслуг: 8 800 100 70 10. Также можно позвонить на короткий номер для мобильных телефонов 115. Операторы колл-центра работают круглосуточно. В настройках безопасности учетной записи необходимо включить двухфакторную идентификацию или биометрический доступ. В случае, если вы все же утратили доступ к своей учетной записи, попробуйте сбросить старый пароль с помощью электронной почты или по номеру телефона. Попытайтесь восстановить доступ, получив код подтверждения. Если этого сделать не получилось, вероятнее всего злоумышленники уже успели поменять электронный почтовый ящик и телефонный номер. Тогда есть второй способ – необходимо посмотреть список банков, которые являются партнерами портала Госуслуг, и с их помощью верифицировать свою учетную запись. Если этими способами не получается, то единственный способ – это личный визит в МФЦ «Мои документы».