Отряд санитарной авиации будет обслуживать сразу несколько областей. Один дежурный борт в постоянной готовности к взлёту разместится на вертолётной площадке областной больницы в Анненках.
Авария на автодороге под Юхновом в начале февраля, унёсшая жизни семерых человек, из которых четверо дети, заставила ускорить создание санавиации. Об этой трагедии «АиФ-Калуга» подробно писала в №7.
Если раньше в минздраве осторожно говорили о возможности использовать авиацию в критических ситуациях лишь к 2024 году, то сейчас министр здравоохранения области Константин Баранов уверенно заявляет, что первый борт поднимется с вертолётной площадки в Анненках уже через год.
Помощь с небес
Санитарная авиация – это не только вертолёт с символикой на борту и медперсоналом в салоне. Для эффективной работы воздушного подразделения необходимо создать в регионе сеть вертолётных площадок, определить наиболее удобные с точки зрения логистики маршруты и главное – решить, в каком случае взлёт вертолёта необходим, а когда можно и нужно высылать автомобили скорой помощи.
Основная, базовая площадка будет построена на месте нынешней автостоянки для сотрудников областной больницы. Размещать место взлёта-посадки на крыше больницы, как это часто показывают в зарубежных кинофильмах, в региональном миздраве отказались. И дело не в сложности строительных работ. Специалисты проверили ряд факторов, основной из которых скорость доставки больного от вертолёта до, например, операционного стола.
Выяснилось, что оптимальной будет именно нынешняя автостоянка. Крытого коридора сейчас уже не требуется – специальные носилки с крышей помогут в случае неблагоприятных погодных условий. Кроме этого, посадочные площадки будут оборудованы в крупных центральных районных больницах, а к 2021 году вертолёты смогут приземляться и в более мелких больницах области.
Создание санитарной авиации – дело дорогостоящее. В этом региону помогло участие в национальном проекте «Здравоохранение». Область состоит в семи региональных его сегментах. Один как раз и подразумевает развитие санитарной авиации.
Министр здравоохранения области Константин Баранов пояснил, что санитарная авиация будет вылетать на массовые катастрофы, туда, где стоит вопрос смерти и жизни, и нужно быстро эвакуировать больного. Вертолёты будут задействованы в сложных случаях, требующих эвакуации тяжёлого пациента либо в областную больницу, либо в федеральный центр. Возможен и вариант, когда не больного везут в клинику, а врачи прилетают к больному.
Проблемы санавиации
При несравнимой с наземным транспортом мобильности и скорости перемещения, у вертолётов с красным крестом есть ряд недостатков.
Специалисты в основном говорят о трудностях с организацией полётов над крупными городами, получением разрешения на взлёт и согласованием маршрута полёта. В городах использование вертолётов почти невозможно — некуда сесть, везде реклама, троллейбусные и прочие провода, близко стоящие высотные здания и т.д.
Эксплуатация и содержание летательных аппаратов чрезвычайно дорогостоящие. Большинство государственных экстренных служб, заинтересованных в использовании авиатранспорта, не имеют на это денег.
Существуют трудности с организацией полётов в плохих метеоусловиях и в тёмное время суток. Нет нужного оборудования. В Москве и Московской области, например, в тёмное время суток санитарная авиация не летает.