27 марта, во Всемирный день театра, мы решили вспомнить историю первых постановок в посёлке Мехзавода. Так Обнинск именовался в свои первые десять лет до 1956 года. Старейший обнинский Народный театр ведёт свою летопись с 1954 года. Им руководила жена начальника атомной электростанции Мария Николаева. Одной из первых постановок стала комедия Василия Шкваркина «Чужой ребёнок», пьеса очень популярная. Кстати, её до сих пор ставят на российской сцене. Особая заслуга принадлежит Вере Бесковой, 55 лет являвшейся режиссёром театра.
Город физиков и лириков
В 1959 году в Обнинск приехала Вера Бескова. Ей было 35 лет. Здесь она оказалась волею случая. Точнее, отправилась вслед за мужем, как ниточка за иголочкой.
Страсть к лицедейству была с раннего детства. «Помню своё первое домашнее выступление, – рассказывала Вера Петровна. – Я забралась на стул и рассказывала придуманную мною трагедию о том, как кошку покусала собака. Кошка умирает, а собака плачет».
Школу в Горьком (ныне Нижний Новгород) она окончила во время войны. Училась хорошо и блистала на школьной сцене со стихами и в драматических ролях. Мечтала стать профессиональной актрисой. Родители-врачи воспротивились: «Поступай в медицинский!» Пришлось послушаться. Рядом с медицинским институтом был театр. В нём в 1943-м организовали актёрскую студию, на современном языке – театральное училище. Это и решило её судьбу.
«На творческом конкурсе читала предсмертный монолог Анны Карениной, а остальные абитуриенты – патриотические стихотворения, – вспоминала Вера Петровна. – Мой выбор удивил руководителя курса, знаменитого актёра Николая Левкоева:
– Деточка, почему ты это выбрала?
– Потому что я Каренину сердцем чувствую!»
Её зачислили в студию. Училась хорошо, получила диплом, но на профессиональную сцену не поступила. К тому времени Вера вышла замуж за врача, офицера-подводника. Уехала с ним на базу Северного флота, в город Полярный. Там стала режиссёром самодеятельного театра.
Через несколько лет мужа перевели служить в учебный центр ВМФ. Он поехал первым, чтобы обжиться на новом месте. Написал жене письмо: «Обнинск – город физиков и лириков. Здесь ты вполне найдёшь себя».
«Я обрадовалась. Решила, что это маленький Ленинград, где я буду щеголять в белом пальто и шляпке. Приехала, а вокруг станции непролазная грязь. Труппа меня встретила настороженно. Мне в лицо так и заявили: «Знаете, а мы уже трёх режиссёров съели», – вспоминала Вера Петровна.
Бескова оказалась не по зубам местным «звёздам». Она показала характер, волю и профессиональное отношение к делу. Первая её постановка в Обнинске - «Иркутская история» Алексея Арбузова. Вера Бескова выбрала пьесу жизненную, про любовь в духе стоявшей тогда политической оттепели. Главные герои – обычные люди, такие же, как и зрители. Публика приняла спектакль на ура. Она сразу же высоко подняла планку театрального искусства. Обнинская интеллигенция оценила, ходить на спектакли стало модно. Эта традиция живёт в городе до сих пор.
Телевидение и не только
В 1964 году проходил первый всесоюзный фестиваль самодеятельных театров. Бескова представила на конкурс спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Матушка Кураж и её дети». Это было в духе того времени. И хотя действие пьесы происходит в XVII веке, всякий понимал её современную антивоенную направленность. Вера Петровна в этом спектакле была «играющим тренером»: она не только поставила его, но и сыграла в нём главную роль. «Многие нас отговаривали от того, чтобы мы выступали именно с этим спектаклем, уж очень сложная пьеса. Тем не менее мы решились, – рассказывала она. – Спектакль на фестивале прошёл при полном молчании зала. Мы думали, что провалились. А когда опустился занавес, нам долго аплодировали стоя. Мы все плакали от счастья».
Обнинский народный театр стал не только лауреатом фестиваля. «Матушку Кураж» признали самой сильной и лучшей постановкой конкурса. Спектакль показали по второй программе Центрального телевидения. Трансляция шла в прямом эфире из Телевизионного театра (ныне это Дворец на Яузе). Это стало высшим достижением Обнинского народного театра за всю его историю. Роль одной из дочерей матушки Кураж играла Зоя Новикова. Сейчас это старейшая актриса народного театра.
– Страшно было играть перед телевизионными камерами? - спрашиваю Зою Николаевну.
– У Бесковой заиграешь не только перед камерами, но и под ружьём! – ответила она. – К тому же нас хорошо подготовили. С нами репетировали режиссёры советского телевидения. Во время прямой трансляции я не чувствовала никакого дискомфорта.
Обнинских артистов потом ещё пару раз приглашали «в телевизор» с фрагментами из спектаклей. Для любительской труппы это был невероятный успех.
В 70-е годы одна за другой идут отличные постановки: «Любовь, джаз и чёрт», «Разгром», «В списках не значился», «А зори здесь тихие», «Синие кони на красной траве».
При подготовке спектакля «В списках не значился» Бескова с актёрами ездила в Брестскую крепость, чтобы проникнуться соответствующим духом.
На премьеру пригласили героев обороны, в том числе человека уникальной судьбы Алексея Романова. «После спектакля он вышел на сцену весь в слезах. Волнуясь, долго не мог начать говорить. Потом сказал: «Я как будто всё пережил вновь». Это была высшая оценка для нас», – рассказывала Вера Петровна.
В честь Бесковой
В городской театральной тусовке отношение к спектаклям, которые ставила Бескова последние 20 лет, было неоднозначным. Кому-то нравилось, кому-то нет.
Были и такие ситуации. Проходит очередной городской театральный фестиваль «Миг». Все главные призы достаются молодым и дерзким коллективам. Народному дают что-то второстепенное. Помню, присутствовал как-то на разборе фестивального спектакля Бесковой. Выступал председатель жюри, какой-то московский режиссёр средних лет. Критиковал. Говорил без злобы, с уважением к почтенному возрасту Веры Петровны. Но ей стало это неприятно, и она взорвалась: «Да как вы смеете!» Тот просто замолчал, и обсуждение закончилось. На последующих фестивалях решили никаких призов не вручать. Главная причина – чтобы не обижать Веру Петровну.
Свой последний спектакль она поставила в 2016 году. Ей было 92 года. Это социальная драма «Порог» – тяжёлое размышление о сути русской жизни. После финала – минута тишины, а уж потом овации. Со слезами. На премьеру своего последнего спектакля она пришла. Ей было очень тяжело физически – больные ноги еле передвигались. Больше в театр она не приходила. Актёры ещё несколько раз сыграли спектакль без неё. Через четыре года она умерла.
Между её первым и последним спектаклем в Обнинске – 55 лет! Столько времени руководить любительским театром, похоже, мировой рекорд. У неё были государственные награды – ордена, медали и звания. Ещё при её жизни народный театр получил имя Бесковой. Но главная её заслуга в том, что именно она сделала Обнинск театральным городом. И даже больше – городом культуры.
В тему
В пьесе Шатрова о революционном времени «Синие кони на красной траве» не было роли Ленина. Главе города, первому секретарю горкома КПСС Ивану Новикову донесли, что какой-то непорядок, что это за невнятица: «роль от имени Ленина». Бескову вызвали объясняться. Она объяснила и пригласила Новикова, как его называли «Ивана Грозного», на премьеру. Рисковала? Возможно. Тот пришёл на премьеру. Остался доволен, несмотря на лёгенькую фронду пьесы, которую чувствовал любой умный человек. Иван Васильевич был далеко не глуп. Зал аплодировал стоя. Новиков тоже встал.