Примерное время чтения: 7 минут
690

Куда идёт родное кинопроизводство. Режиссёр из Калуги о создании фильмов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Калуга №5 30/01/2019
На съёмках фильма «Пусть будет Лиза» возле Гостиных рядов творческая группа выстраивает кадр.
На съёмках фильма «Пусть будет Лиза» возле Гостиных рядов творческая группа выстраивает кадр. / Дмитрий Чистяков / группа ВКонтакте «Кино в Калуге»

Как происходит процесс создания кино, что мешает Калуге стать отечественным Голливудом и как российский зритель может помочь появлению хороших фильмов рассказал корреспонденту «АиФ-Калуга» режиссёр Игорь Каграманов.

В Калуге он устроил показ своего первого полнометражного фильма «Пусть будет Лиза». Зрителей собрали в зале арт-кафе, а уже после просмотра его работы удалось пообщаться с начинающим режиссёром.

Андрей Хорошавин, «АиФ-Калуга»: Про фильм не знаю, что спросить. Такое ощущение, будто не распробовал и хочется пересмотреть ещё раз. А у вас не было такого чувства, что не можешь сказать — понравилось или нет?

Фото: группа ВКонтакте «Кино в Калуге»/ Михаил Андросов

Игорь Каграманов: Спасибо за то, что не распробовали и хотите посмотреть ещё раз. То есть вы априори говорите, что этот фильм из категории «искусство». Пересматривать посредственность не станешь.

Я очень много смотрю кино. Стараюсь в день по картине смотреть, а иногда и по две. Пересматриваю крайне редко. Формулирую обычно сразу, почему нравится фильм или не нравится. Но бывает так, что фильм прекрасен, но он мне не нравится.

Как сделать фильм?

— Как у вас происходит процесс? Есть сценарий. Дальше что?

Досье
Игорь Каграманов родился в 1983 году в Баку. На калужском телевидении работал с 2004-го года. В 2015-м получил образование во ВГИКе. Дипломной работой стал короткометражный фильм «Машка» (2014 г.). Картина получила награды на фестивалях «Сталкер», «Лампа», Doc Sunback (США), ISFF Pisek (Чехия) и других. В 2016 закончил работу над фильмом «Всё в ящик». Также у Игоря есть курсовая работа «X.Y.» (2013 г.) и документальный фильм «Победа. Дни войны» (2010 г.).
— Технология, которая мне близка. Я считаю, что фильм должен рождаться за столом. У меня абсолютно всё раскадровано. Я точно знаю, как буду решать ту или иную сцену, я знаю, сколько кадров в этой сцене, как каждый кадр будет сниматься и, самое главное, для чего. Не могу выйти на площадку неподготовленным. Мне очень важно знать, что я снимаю. Это ещё и потому, что сама площадка — это производственный цех. Токарь за станком не фантазирует. Знаю многих режиссёров, которые приходят на площадку и начинают творить. Но, к сожалению, я ещё не был в рамках такого свободного бюджета, чтобы приходил и думал, а группа в это время ждала.

— Как-то видел подобное. Сергей Безруков снимался в Калужской области в фильме «После тебя». В какой-то момент творческая группа начала придумывать кадр, и продюсер бледнел. У него в глазах было видно, как он считает потерянные деньги.

— У меня была одна проблема в картине «Пусть будет Лиза». На бумаге решил кадр, а на площадке — не получается. Вижу, что фальшь. И вот тогда — да. Стоп. Я беру паузу, чтобы подумать, быстренько найти решение этой сцены, этого кадра.

— Сложно в такие моменты?

— Очень паникую. Понимаю, что у меня нет решения и включается страх, что мы сейчас выйдем за время, отведённое на смену. Это переработки. В меня вложены деньги, и я их должен максимально эффективно отработать. Беру паузу. Это 5-10 минут. Собираюсь, и мы начинаем пробовать.

Город как киноплощадка

— Почему такая любовь к Калуге? Понятное дело, что вы много времени прожили здесь, но тем не менее?

— Эта картина не предполагала, что она будет сниматься в Калуге. Мы писали эту историю для города Тутаев, но когда мы на него пристально посмотрели, то он нам не подошёл. Какой-то он подрасшатанный. И тогда я предложил съездить в Калугу. И мы всё здесь нашли, все важные объекты использовали. При этом мы абсолютно сломали гео­графию.

География в фильме нарушена полностью: из одной точки герои «телепортируются
География в фильме нарушена полностью: из одной точки герои «телепортируются» в совершенно другой конец Калуги. Фото: группа ВКонтакте «Кино в Калуге»/ Дмитрий Чистяков

— Да, меня это тоже покоробило, потому что герои, можно сказать, телепортируются. Понимаю, что для повествования это не так важно. Самое главное — картинка. Но из-за того, что знаю местность, это напрягало.

— Я говорил всем, что опасаюсь показывать фильм в Калуге. Это, конечно, шутка была. Кстати, в кадре убрали компьютерной графикой Гагаринский мост. Но таких моментов у нас немного. Может, кадров 15, которые подверглись обработке. Затирали лишние знаки и другой визуальный мусор.

— Есть ли у Калуги шанс стать настоящей большой киноплощадкой?

— Что ж у вас за мания такая? Зачем? Мы перекрывали улицу Ленина. Я думаю, что людям было совсем не интересно, когда мы на шесть-семь часов просто закрыли улицу города.

Некоторые улицы в Калуге полностью перекрывались на время съёмок.
Некоторые улицы в Калуге полностью перекрывались на время съёмок. Фото: группа ВКонтакте «Кино в Калуге»/ Дмитрий Чистяков

Справка
«Пусть будет Лиза» стал первым полнометражным фильмом Игоря Каграманова. Картина появилась на экранах в 2018 году. Кроме того, она вошла в шорт-лист «Кинотавра» в номинации «Дебют», в котором участвовали картины «Кислота» и «Глубокие реки». Фильм снимался в Калуге, а сценаристом выступил бывший коллега Игоря по региональному телевидению Юрий Глушенков.
Далее… Всё связано с техническим обеспечением. Люди сюда приезжают и вынуждены из Москвы везти светобазу, генераторы, туалеты. Мы их, кстати, тоже из столицы тащили, потому что в Калуге не найдёшь. Только один осветительный прибор стоит 2 млн, а их нужно десяток. Кто будет в это вкладываться? Здесь центр кинопроизводства невозможен.

Наши фильмы

— Что для вас значит: фильм удался?

— Когда то, что я задумал на бумаге, и то, что я увидел на экране, совпадает. Мне очень сложно представить, что мой фильм будет окупаться. Если 50 человек пойдёт в кино и заплатит — это уже будет хорошо. У нас же любят как? На торрентах вышло? 300 рублей мы не отдадим, а лучше скачаем. Это плохо! Надо ходить на любое кино. Не только на арт. Нужно ходить на любое российское кино. Хотя бы раз в недельку посмотреть можно и нужно, потому что ты должен понимать: чем больше ты заплатишь денег, тем больше фильмов будет сниматься. Да, они будут плохие и хорошие, но они будут наши.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах