«Я — мультидисциплинарный художник. Граффити, стрит-арт и мурализм — это лишь часть моей творческой деятельности», — говорит о себе художник. Его яркие и объёмные работы не закрашивают, как в Питере, а отмывают коммунальщики. Недавно ему доверили преобразить единственный заброшенный подземный переход в Калуге на улице Гагарина. Арт-проект уже реализован. На прошлой неделе в переходе заиграла и космическая музыка. В интервью kaluga.aif.ru художник рассказал о своём творчестве.
Лев у Гроба Господня
— Деонис, за что вас поблагодарил президент страны Владимир Путин?
— Это была благодарность за реализацию проекта ко Дню России на Саяно-Шушенской ГЭС. В составе команды мы нанесли надпись «Россия» на высоте 242 метра. Высота надписи — 40 метров. Это не столько художественный проект, сколько патриотический. Очень сложен технически. После его завершения было впечатление, как будто слетали в космос. Остальные проекты уже казались нереализуемыми.
— Где ваши работы можно увидеть, помимо Калуги?
— География не столь обширна, как хотелось бы. До пандемии мы успели поработать во Вьетнаме, Индии, на Кипре и Шри-Ланке. В Израиле проехали по всей стране от Средиземного, Красного и Мертвого морей до Палестинских территорий и Иерусалима. Реализовали множество проектов. Затем был план проектов и фестивалей по европейским странам: Франция, Испания, Швейцария. Всё согласовали, однако границы закрылись, и пришлось воплощать проекты под калужскими мостами.
После открытия границ успели проехаться только по Индии и Таиланду, не менее плодотворно. Например, в Тель-Авиве мы рисовали на стене отеля на побережье. Рядом располагалось американское посольство.
Через пару дней с нами связался их представитель. Позже выяснилось, что в город по какой-то культурной программе прибыл голливудский актер Корин Немек, который увлекается стрит-артом. Ему захотелось порисовать вместе с нами. В итоге за пару недель мы успели создать несколько совместных работ с ним и ещё с несколькими местными художниками.
— Самое волнующее место, где вы оставили свой арт?
— Одно из самых необычных мест — стена внутри старого города Иерусалима. Это примерно в ста метрах от главной святыни иудеев — западной стены и второй по значимости мечети Аль-Акса и храма Гроба Господня. В этом районе за каждый испорченный камень — штраф 200 евро. Местные жители решили, что им нужна наша картина, и мы совместно с местным художником создали там образ Льва в разных стилях, переплетающихся и перетекающих друг в друга, на одном полотне около 50 кв. м.
Просто космос!
— Вы работаете с пропагандистской эстетикой? Получаете заказы от городских властей?
— Я художник, а не пропагандист. Вряд ли буду работать в этом ключе. Если это не пропаганда комфортной городской среды или популяризация искусства. Чиновники вполне могут использовать это как часть позитивной информационной повестки. В этом нет ничего необычного и предосудительного. Они понимают, что уличное искусство становится визитной карточкой города.
— Вы автор проекта арт-реновации подземного перехода в Калуге. Расскажите об этом проекте.
— Проект перехода обсуждался много лет назад. Только сейчас с подачи губернатора области и горуправы Калуги его начали воплощать.
Переход находится на туристическом маршруте в цепочке памятника 600-летию города, Государственного музея истории космонавтики и мемориального Дома-музея К. Э. Циолковского. Космическая тематика — один из брендов города. Интерьеры входа-спуска в переходе оформлены под терминалы космической станции, которые соединены телепортирующим гипертуннелем. Конструкции обрели новое прочтение, не теряя функциональности. По нашей задумке, должно присутствовать специфическое освещение и звуковое наполнение. На днях реализовали.
— Заказчики вносили коррективы в проект?
— Суть проекта в том, что инициаторы не вмешивались в художественную часть. Они своевременно решили все вопросы администрирования – и получился замечательный результат, которого и хотелось добиться всем.
— Граффити на стенах или на опорах моста без разрешения — это же нарушение. Почему руководство Калуги при ликвидации граффити «Лава — ламповый курорт» фактически встало на вашу сторону?
— По факту Калуга лишилась узнаваемой и уникальной достопримечательности, не имеющей аналогов. Публикация проекта на одном из крупнейших ресурсов по теме стрит-арта оказалась в топ-3 за весь год по всему миру. Это не криминал, а недоработка существующего законодательства. Законы должны работать на людей. Заслуга неравнодушных горожан в том, что они высказали свое мнение, что и позволило создать прецедент. Власти решили меня поддержать, понимая, что граффити работает на имидж города. Так работу возродили.
Против серых стен
— Ваш творческий псевдоним — дань Фридриху Ницше («дионисийское начало в культуре»), любовь к мифологии или для красоты звучания?
— Все три варианта подходят. Это персонализированная форма от Денис-Дионис. Несколько смыслов в имени. Так и в творчестве должна быть многослойность.
— С чего начался ваш путь в граффити-культуре?
— В детстве мне нравилось перерисовывать иллюстрации к комиксам и видеоиграм. В школьные годы — обложки и шрифты рок-групп. Рисовал на одежде, делал нашивки и прочие аксессуары для себя и друзей.
Оформлял многие калужские ночные и компьютерные клубы. Это не только рисунки.
Познакомился с этой субкультурой на фестивалях экстрима в Калуге. Затем доступ к интернету позволил создать объёмную картину происходящего. Появилось более масштабное представление о формах и возможностях. Наибольшее впечатление произвели 3D-художники daim и loomit из Германии, которые могли использовать и показывать возможности новых формул специализированной аэрозольной краски, которой раньше не было. Узнал о всеобъемлющем сайте graffiti.org с картой мира и граффити — райтерами из разных уголков. Это наглядно демонстрировало многообразие подходов и стилей. Благодаря мне там появилась и Калуга.
— Застали время, когда баллончики с краской были в дефиците и, чтобы сделать линию тоньше, надо было использовать, например, иглы от шприцев?
— Различные способы и модификации инструмента популярны и сегодня. Специализированная краска действительно была в дефиците. В Калуге и сейчас можно найти что-то приемлемое только в ограниченном количестве. Первые рисунки создавались тем, что было под рукой. Помню, во время одного турне в азиатскую страну мы расписывали стену. У нас украли все баллончики. Обнаружили воришек на местном рынке, где они спокойно продавали наши краски. Пришлось сделать им внушение и вернуть похищенное, хотя мы в целом мирные люди.
— Помните свою первую работу?
— Это был бетонный забор возле школы. Директор была недовольна. А спустя несколько лет попросила разрисовать его целиком. Нашла даже спонсоров, которые купили нам краски. Сделал несколько тэгов, но работа не сохранилась. Сейчас на этом месте многоэтажка.
— Вы сейчас тяготеете к легальной уличной культуре или за партизанский стрит-арт?
— Сегодня рисую на фасаде многоэтажки. Меня можно назвать «легальщиком». Завтра рисую на богом забытых руинах. Это уже «андеграунд». У меня нет задачи портить. Моя задача — улучшать. Оштрафовали меня только раз, когда ещё не готов был доказывать. Сейчас бы не заплатил. На тот момент просто растерялся от неожиданности.
— Что отличает вашу индивидуальную художественную практику? Когда поняли, что популярны?
— Почти все мои работы имеют энергетический контекст. Дошло уже и до «нательной живописи». Мне показали фото молодого человека, который сделал себе тату по мотивам моей работы — интерпретации картины «Купание красного коня». Самое интересное, что работа свежая.
Несколько недель назад принял участие в фестивале городского искусства в Ярославле, приехали около ста художников. Одним из объектов был мост, на опорах которого разместилось 16 художников со своими картинами. За неделю пустырь, усыпанный мусором, превратился в открытую галерею, куда, не дождавшись завершения, начали приходить люди, от подростков до семей с детьми. Это значит, что мы преображаем мир вокруг нас.
— Когда о Деонисе Текко будут слагать легенды, что ляжет в основу мифа?
— В основу ляжет то, что пока чьи-то рисунки коммунальщики закрашивали, мои они отмывали.