В 30 лет Алёна Кочеткова завоевала «Оскар» фотожурналистики, став призёром премии World Press Photo. Есть и другие конкурсы и победы. Однако штатная работа в известных изданиях девушку не привлекает, поэтому она преподаёт фотографию в провинциальной школе. Об эмоциональной составляющей и технических тонкостях фотомастерства она рассказала «АиФ-Калуга».
«Зачем вы это снимаете?»
Анастасия Ермакова, «АиФ-Калуга»: Ваши работы постоянно оценивает жюри разного уровня и, судя по наградам, их ценят высоко. А что говорят обычные посетители и зрители на выставках?
Алёна Кочеткова: Чаще всего люди описывают свои впечатления, что их тронуло и что им понравилось или не понравилось. Иногда спрашивают: «Зачем вы это снимаете?». Это относилось к фотографиям про борьбу с онкологическим заболеванием. Кто с ним не сталкивался, писали такое. А кому это знакомо, говорили: «Мы это понимаем, это про нас». Вообще, эта серия призвана помочь стать внимательней к тем, кто рядом. Когда она попала на выставку World Press Photo, которая путешествует по 120 странам мира, я на себе ощутила этот масштаб — мне писали отзывы люди со всей планеты. Даже школьник из Бразилии прислал своё эссе, написанное после выставки.
— В 2019 г. эта работа принесла вам победу в крупнейшем конкурсе World Press Photo, который считается Оскаром в мире фотографов. Как думаете, почему жюри выбрало из 80 тыс. фотографий именно вашу?
— Судя по всему, она их зацепила. Я уверена, они видели много фотографий на эту тему. Значит, мне удалось создать сильный образ. Кстати, председатель жюри этого конкурса Уитни Джонсон, визуальный директор в National Geographic, включила мою фотографию в топ-8 любимых фото этого конкурса. В нём было около 40 лауреатов. Наверно, они посчитали мою работу важной, несущей значимую тему. Потому что на этом конкурсе тема тоже важна.
— Что изменилось в вашей жизни после этого конкурса?
— Обо мне и моём творчестве узнало много людей. Хотя до этого я уже участвовала и побеждала в конкурсах, но другого масштаба. Я опубликовала свои работы в американском журнале «Тайм», ездила по миру, давала интервью.
— После этого получали интересные предложения по работе?
— Нет. Но у меня нет цели стать штатным фотожурналистом, потому что, в принципе, это достаточно тяжело. Очень мало времени остаётся на свои проекты и творческие идеи. Часто это рутинная работа — снимать какое-то заседание, например. Я не очень хочу этим заниматься. Это не мешает мне публиковать свои работы в крупных изданиях. Главное — качество и значимость фотоистории, а не факт работы в каком-то СМИ. Хотя, думаю, если бы я пробовала и подавала своё резюме, то победа в World Press Photo была бы значимым пунктом. Меня устраивает моя работа и то, что я могу заниматься своим творчеством.
Неуловимое
— Уже несколько лет развивается мобильная фотография. Можно ли стать фотографом, снимая только на телефон?
— Сейчас что угодно можно. Но всё равно я бы рекомендовала получить понимание основных моментов работы фотоаппарата. Например, есть такой фотограф Дима Марков, который снимает на iPhone повседневную Россию. Его выставки проходят у нас и за рубежом. Но он учился фотографии и работал с фотоаппаратом. Это его творческий путь. Здесь важно понимать основы и что ты хочешь сказать.
Своим ученикам, когда они приходят, мы говорим, что телефон — это хорошо, но нужен фотоаппарат. Чтоб они знали и понимали, как получается фотография.
— Есть много разной техники для съёмки. Фотоаппараты, объективы, фильтры и многое другое. Сколько нужно времени, чтобы её освоить?
— Овладеть принципом работы зеркальной камеры, освоить настройки выдержки и диафрагмы взрослый человек может довольно быстро — за один день. Но это не главное. Техника — это инструмент, помимо него необходимо овладеть композицией и пониманием фотографии в целом. Есть технически очень грамотные фотографии, тем не менее, этого недостаточно, чтобы попасть на выставку или в музей. Важно создать сильный визуальный образ, способный тронуть зрителя. Говорят, всё уже снято. И действительно это так. Но интересно именно то, как снято, личная интерпретация фотографа.
— Как её внести в фотографию и сделать снимок особенным?
— Этому нужно долго учиться. Важно, овладеть визуальным языком. С помощью него мы можем выражать свои чувства, состояния, личное отношение к чему-то или задавать вопросы зрителю, заставлять его о чём-то задуматься, поднимать какие-то проблемы. Зритель визуально считывает ощущения и посыл от фотографии благодаря языку.
— Как вам это удаётся?
— Лично у меня это происходит больше интуитивно. Все композиционные приёмы, как падает свет, откладываются в подсознании. В момент съёмки я интуитивно ищу нужную композицию и жду нужного мгновения.
Есть ещё в фотографии неуловимая вещь — момент. Снимая какого-то человека, ты ищешь, когда он повернётся, как-то посмотрит, выразит состояние. Этот момент нужно поймать. У меня есть фотография — на ней тень и небольшой солнечный просвет на улице. Я эту композицию выстроила, смотрела в объектив и ждала, что кто-то в этом лучике света появится. Я ждала человека, но на какую-то тысячную долю секунды выскочила небольшая собачка. Я успела в этот момент нажать на спуск, сфотографировать. Мгновенно она в эту темноту нырнула. Это было очень неожиданно. В итоге получился не просто городской этюд, а метафора жизни — как эта маленькая собачка мы бежим по светлым и темным полосам нашей жизни. Что мне в фотографии нравится — иногда даже не представляешь, что может случиться.
Фотографии победителя World Press Photo калужанки Алёны Кочетковой
Фотографии победителя World Press Photo калужанки Алёны Кочетковой
Фотограф ощущений
— Кто у вас учится?
— Обучаю подростков от 11 до 18 лет. Все они приходят в нашу студию по разным причинам. Кто-то целенаправленно хочет заниматься художественной фотографией, кто-то из любопытства, кого-то приводят родители. Мы не специализируемся на коммерческой фотографии, это другое, более прикладное направление. Хотя, в принципе, если овладеть языком фотографии, потом можно снимать что угодно, даже свадьбы.
— Ваши ученики получают награды на фотофестивалях?
— Да, многие ученики регулярно становятся призерами всероссийских и международных конкурсов. Каждый раз, когда студийцы участвуют в Дельфийских играх России, они привозят медали победителей. Участвуем и в фотофестивалях, мастер-классах от известных фотографов. Фотостудия «Улыбка» многократно получала гран-при всероссийских конкурсов и становилась лучшей детско-юношеской фотостудией в России, что принесло ей известность в профессиональном сообществе.
— Чтобы учиться в вашей студии, необходимо иметь профессиональный фотоаппарат?
— Это не обязательно. Для начала подойдёт и самый простой, та же цифровая мыльница. Я сама на неё снимала почти три года, и эти фотографии брали на выставки и конкурсы. А свой первый профессиональный фотоаппарат купила на президентскую стипендию за победу на конкурсе Дельфийских игр.
— А сейчас готовите какие-то работы или, может быть серию снимков?
— У меня родилась серия, которая снималась во время карантина, она называется «В поисках тишины». Изображает улицы микрорайона «Северный», где я живу. Украдкой, по вечерам я выходила из дома, потому что уставала сидеть в четырёх стенах. Но, с другой стороны, не хотелось встречать каких-то людей. Хотелось тишины и спокойствия. Однако люди встречались — на остановке, в проезжающих автобусах, возле магазина. Поэтому расслабление всё равно не наступало. Я ощущала внутреннее напряжение от общей обстановки. На фотографиях загадочные силуэты, окна, подсвеченные красным. Эта серия прошла на выставку всероссийского фестиваля «Молодые фотографы России», который пройдёт в Калуге летом.
— В целом, что вы снимаете?
— У меня было много историй на социальные темы. Я снимала в домах престарелых, в реабилитационных центрах для наркозависимых, в больницах. Они в основном были чёрно-белые. Есть фотографии из бомжцентра, где мужчина лежит на кровати. Из окна, на котором висит его одежда, падает свет. Это некое размышление о жизни, о пути человека. Хотя, на самом деле, мы не знаем, о чём он думал в тот момент. Я сфотографировала это ощущение и впечатление о человеке и этой ситуации.
Вообще задача художника — это передать личные впечатления. При этом, мне кажется, необязательно, чтобы зритель, когда смотрит на фото, точно считывал посыл автора. Он может увидеть какие-то свои отзывы и ассоциации.