Надежда Пиманкина об искусстве, воспитании прекрасным и потомках Пушкина
Когда работы юных художников неоднократно бывают на самых различных престижных выставках и даже демонстрируются в Кремле, в администрации президента России, охватывает чувство гордости. Легко ли возглавлять три десятилетия детскую школу искусств имени Натальи Гончаровой? Правда, что директор словно дирижёр большого оркестра?
В Год педагога и наставника корреспондент «АиФ-Калуга» побывал в знаменитой усадьбе Гончаровых в поселке Полотняный Завод, в детской школе искусств, которая признана одним из лучших образовательных учреждений страны.
Из избы — во дворец
— Надежда, сложно было стать профессиональным музыкантом?
— Когда училась во второй школе в Кондрове, свой досуг посвящала занятиям в музыкальной школе. Нравилось учиться играть на аккордеоне. О выборе профессии не раздумывала — только её величество музыка!
Поступила в Калужское музыкальное училище на отделение народных инструментов. Правда, прирасти к аккордеону не удалось. Конкурс у абитуриентов в то время был огромный. Предпочтение отдавали баяну как русскому инструменту, аккордеон считали западным. Взяла в руки маленькую домру, играла в оркестре музыкальной школы. И ни разу об этом не пожалела.
Учиться попала в класс к замечательному педагогу Ирине Земсковой. Честно скажу, было нелегко, от струн пальцы постоянно в мозолях. Музыкальное училище окончила с красным дипломом, поступила в Московский институт культуры, на факультет оркестрового дирижирования.
Вернулась в родной район и оказалась в Полотняно-Заводской музыкальной школе. Наше скромное учебное заведение тогда ютилось в небольшом помещении, однако здесь царила тёплая и дружная атмосфера. Через десять лет стала директором детской школы искусств. В своей работе соблюдаю два главных принципа: хранить и созидать.
— Как вам удалось из деревянного дома на Почтовой улице попасть в усадьбу Гончаровых?
— Сюда мы переехали в 1993 году. Было принято решение на третьем этаже дома Гончаровых разместить детскую школу искусств. Правда, были сомнения, что всё может обернуться иначе. И вот тогда, услышав о моих опасениях, главный архитектор проекта реставрации усадьбы Александр Кондратьев решительно заявил: «Как бы то ни было, а дом Гончаровых уже под крышей. Верю, что источник финансирования его реставрации не иссякнет».
Обращаясь к прорабу, так и сказал: «Передай, друг мой, Надежде Ивановне ключи от третьего этажа. Пусть въезжает в новую школу и обустраивается. В доме Гончаровых всегда были дети, одних Пушкиных четверо. Как только зазвучит здесь ребячий смех, так и жизнь забьёт ключом. Задохнулись мы уже от пустой политической трескотни».
Переезд из старого здания музыкальной школы — отдельная история. Весь свой небогатый скарб перевозили на кусачей лошади, нам её выделил директор детского дома. Переезжали с транспарантами, весело. Работы хватало всем: и преподавателям, и детям.
Так знаменитая усадьба, где росла и жила первая красавица России — Наталья Гончарова, а впоследствии дважды бывал Александр Пушкин, стала пристанью детского творчества.
На всю жизнь запомнила встречу в этих стенах с его потомком по крови Григорием Григорьевичем Пушкиным. Он правнук по линии сына поэта — Александра Пушкина. Помню, как угощала дорогого гостя ароматным чаем. «В 70-х годах мне ещё не верилось, что Гончаровский дом восстановят», — с восхищением сказал он нам. А потом добавил: «Не высвечивайте Александра Сергеевича эдаким идеальным гением. Гений? Да. Однако он тоже человек. Я счастливый человек и очень богатый, но богатство моё особенное. Это не коттеджи и лимузины, не солидный банковский счет, а старинное родословное пушкинское древо. И ему, берущему своё начало от славного древнерусского князя Рюрика, могут позавидовать сильные мира сего. В моей жизни, а она была такой же, как и у всего моего поколения, неожиданных событий было предостаточно. За большими должностями никогда не гнался. Работал зоотехником, оперативником угрозыска, печатником, воевал с немцами в партизанском отряде, а оказался в родстве с коронованными особами, в том числе и с английской королевой Елизаветой II».
Григорий Пушкин, находясь в родовом имении своей прабабушки в Полотняном Заводе, с каким-то необыкновенным трепетом и волнением говорил о Наталье Николаевне. «В нашей большой семье к памяти прабабушки относились всегда благоговейно. Ей пришлось много страдать в жизни, и за свою божественную красоту она заплатила непомерно высокую цену. Люди к ней часто были несправедливы, а у неё была чуткая, тонкая и любящая душа. Она была нежной матерью и замечательной бабушкой. Ей не довелось долго пожить на белом свете, видно, природа не могла допустить увядания одного из самых прекрасных и совершенных творений. Слава Богу, что появились наконец-то правдивые книги о прабабушке. Сняли с неё грязные наветы, и имя супруги поэта вновь засияло как «чистейшей прелести чистейший образец».
Мир русской усадьбы
— Школа искусств в Полотняном Заводе уже стала одним из культурных центров региона. Благодаря чему?
— Любая школа развивается, пока в ней живёт творчество, пока учитель в ней интересен ребёнку. Сохраняя традиции, стараемся быть центром культурной жизни Полотняного Завода. Для этого обновляем содержание обучения, используем разные формы передачи знаний, стремимся сделать процесс познания искусства интересным.
— У вас многие преподаватели — бывшие выпускники. Это помогает в работе?
— Конечно! Школа не только выучила, она воспитала их. После окончания средних специальных и высших учебных заведений они вернулись. Поэтому у нас мудрость опытных преподавателей и энергия молодых служат единому делу. Кроме того, мы не замыкаемся на своей внутренней жизни, постоянно выходим на общественные площадки.
— Имеете в виду культурные и музыкальные проекты? Расскажите о них.
— Вместе с музеем-заповедником «Полотняный Завод» разработали просветительский проект «Энциклопедия русской жизни». Это план музыкально-театрализованной экскурсии по роману «Евгений Онегин». Текст романа прое-
цируется на историю семьи Гончаровых. На Всероссийском конкурсе «Актуальная классика: от Пушкина до Чехова» наш проект вошёл в десятку лучших.
В год 300-летия Полотняного Завода создали уличный выставочный проект «На каретной площадке». Учащиеся отделения изобразительного искусства отразили в своих работах мир русской усадьбы, где веками складывалась особая социальная и культурная среда.
Есть ещё один проект «Возвращение в усадьбу», которому почти 30 лет. В концертном зале школы искусств устраиваем встречи с яркими музыкантами, певцами и актёрами. Это вклад в культурную и духовную сферу нашей провинциальной жизни.
Без остановок
— Концерты, победы на конкурсах, проекты – всё это приятно и здорово. А какова изнанка директорской доли?
— Изнанка — это когда в новогоднюю ночь рвётся труба отопления. Или когда концертный рояль нужно поднять на третий этаж по узким лестницам. Да мало ли что ещё случается…
— Вы - успешный руководитель. Бывали моменты, когда всё хотелось бросить?
— Конечно. Но я себе говорю: «Стоп! Минутная слабость обязательно пройдёт. Надо идти дальше». Конечно, были и есть ошибки, нужно уметь их признавать и делать выводы. Это нормально. Доводилось и в людях разочаровываться. Но со временем поняла, что главное в общении с людьми – уметь их выслушать и понять. Мир дуален, в нём есть добро и зло, день и ночь. Так и в каждом человеке есть положительные и отрицательные стороны. Надо научиться видеть достоинства. Для меня очень важно во всём равновесие. Но, чтобы сохранить его, надо двигаться вперёд. Жизнь, она как езда на велосипеде: остановишься — упадёшь.
Досье
Надежда ПИМАНКИНА
родилась в Кондрове Дзержинского района. Окончила Калужское музыкальное училище и Московский институт культуры. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат областных и всероссийских образовательных конкурсов.