Где установлены и какие задачи выполняют камеры для фиксации нарушений правил дорожного движения рассказал руководитель центра, отвечающего за обработку этих штрафов.
Знакомая для многих автомобилистов ситуация произошла на улице Суворова в областном центре. Выезжавший с автостоянки водитель BMW зацепил стоявший рядом Hyundai.
Горе-водитель не стал дожидаться разборок с владельцем повреждённого автомобиля и уехал. Но отвечать за неосторожную езду ему всё-таки пришлось. Водитель Hyundai, заметив повреждения, обратился в полицию.
Поймать нарушителя смогли благодаря анализу записей с видеокамер Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), о работе которого журналисту «Аиф-Калуга» рассказал его начальник, подполковник полиции Игорь Леонов.
Умные камеры
Денис Рудомётов, «АиФ-Калуга»: Сколько комплексов фотовидеофиксации действует в регионе?
Игорь Леонов: В Калужской области установлено 46 стационарных комплексов фотовидеофиксации. Среди них – «Кордон», «Автоураган». Используются и передвижные комплексы «КРИС-П» и «Стрелка», а также мобильные «Паркон». Самый эффективный в плане профилактики ДТП и фиксации правонарушений — это «Кордон -Темп».
– В чём его преимущество?
– Часто бывает так, что перед камерой водитель снижает скорость, а проехав участок, снова давит на педаль газа. Но этот комплекс состоит из нескольких фоторадарных датчиков, которые устанавливаются на определённом расстоянии друг от друга и тем самым перекрывают всю пройденную автомобилем дистанцию.
Например, «Кордон-Темп», установленный на федеральной трассе М-3 «Украина», контролирует участок протяжённостью в 1,7 километра. Он позволяет фиксировать как мгновенную скорость в месте установки датчика, так и среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Так что на водителя-нарушителя может быть наложен не один, а два штрафа на одном участке дороги.
– Наиболее аварийные места – это скоростные участки федеральных автодорог. Как правило, ДТП происходят из-за превышения скорости, а также на перекрёстках, когда один из водителей не уступает дорогу автомобилю, пользующемуся преимуществом.
Часто попадают под колёса машин и пешеходы на пешеходных переходах. После того как на пяти перекрёстках были установлены стационарные комплексы, аварийность на них значительно снизилась. Автомобилисты всё же предпочитают перед камерами правила соблюдать.
– Ведёте ли вы статистику ДТП?
– Комплексы фиксируют не ДТП, а правонарушения. В 2018 году сотрудниками Госавтоинспекции выявлено более миллиона нарушений правил дорожного движения, большая часть из них – с помощью автоматизированной системы фиксации административных правонарушений.
Информация центра часто помогает разыскивать водителей, скрывшихся с мест ДТП, пользующихся подложными и видоизмененными номерами, а также так называемые автомашины-двойники.
Кстати, если вы пришли на парковку за своим автомобилем и заметили на нём повреждения, необходимо незамедлительно обратиться в полицию, установить свидетелей происшествия и обследовать место парковки на предмет наличия камер видеонаблюдения. В случае их присутствия, заявить ходатайство об изъятии видеозаписи с места происшествия в полицию. Сделать это нужно как можно скорее, так как срок хранения такой информации ограничен.
«Автоураган» на страже пешеходов
– А правда ли, что комплексы могут зафиксировать водителя без ремня безопасности?
– Нет. Комплексы работают в автоматическом режиме и настроены на фиксацию превышения скорости и нарушений правил проезда регулируемых перекрёстков, а также некоторых других видов нарушений.
– На улице Маршала Жукова недавно был установлен стационарный комплекс «Автоураган» (напротив остановки возле дома №20. – Ред.), который фиксирует, когда водители не уступают дорогу пешеходам на нерегулируемом пешеходном переходе. Фиксация события начинается в момент, когда пешеход вступил на пешеходный переход. При этом, если пешеход будет переходить дорогу вне зоны пешеходного перехода, и направления движения автомобиля и пешехода не будут пересекаться, то фиксация нарушения проводиться не будет. Пока система работает в тестовом режиме.
– У некоторых есть опасения, что система будет работать некорректно и штрафовать всех подряд.
– Фиксация события правонарушения будет осуществляться в полном соответствии с требованиями ПДД и административного законодательства. Прежде чем ввести комплекс в эксплуатацию, мы провели консультации с юристами и изучили опыт наших коллег в других регионах.
– Как вы относитесь к антирадарам? Насколько они эффективны?
– Нужно различать антирадары и радар-детекторы. Первые – это активные устройства. Использовать их запрещено, так как они могут подавлять сигналы полицейских радаров, искажать получаемые показания о скорости передвижения автомобиля. За его наличие предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей вместе с конфискацией прибора.
В отличие от них радар-детекторы всего лишь принимают сигналы и информируют водителя о расположенном вблизи работающем радаре. Но они малоэффективны против комплекса «Кордон-Темп», фиксирующего среднюю скорость автомобиля на определённом участке автодороги и безрадарного комплекса «Автоураган», принцип действия которого основан на анализе видеокадров автомобиля, находящегося в зоне контроля, поступающих через определённые промежутки времени.
– Что ожидает систему контроля нарушений в будущем?
– В этом году из дорожного фонда области планируется выделить финансирование на закупку ещё пяти стационарных комплексов фотовидеофиксации. Они будут установлены в областном центре в местах концентрации ДТП. Собственники автодорог ГК «Росавтодор» и ФКУ «Упрдор «Москва-Бобруйск», также работают над вопросом обустройства своих дорог соответствующими техническими средствами, информация с которых будет передаваться для обработки в ЦАФАП.