Умное потребление. На какие уловки идут производители, чтобы провести людей

Постепенно маркетинговые надписи, например «органическое» или «БИО», пропадают с прилавков магазинов. © / Игорь Харитонов / АиФ

Почему отечественная продукция не хуже европейской, как производители обманывают покупателей и почему качество должно внедряться как национальная идея. Об этом «АиФ-Калуга» рассказал глава «Роскачества» Максим Протасов.

   
   

Сомнительные продукты

Лариса Минченкова «АиФ-Калуга»: Какие товары чаще всего вызывают опасения у потребителей?

Максим Протасов: Самая активная аудитория, которая больше всего просит об исследованиях — это мамочки. Потому мы постоянно исследуем товары для детей: продукты питания, детскую одежду, школьную форму. Зачищаем этот рынок от нарушителей. Например, в рамках проекта «Честная этикетка», мы проверили качество шоколадных шариков, на упаковке которых значится: «полезный завтрак для детей». И выяснили, что содержание сахара в нём в восемь раз превышает требования ВОЗ по ежедневному употреблению этого продукта.

До сих пор много вопросов у покупателей вызывает качество молочной и мясной продукции. Люди опасаются подмены молочных жиров пальмовым маслом. Ещё два года назад до 12% молочной продукции не было таковой. Сейчас эти цифры кратно снижены. Недавнее исследование творога основных торговых марок нашей страны показало, что они практически равны нулю.

— А какого подвоха ждут от производителей мяса?

— Люди боятся, что вместо мяса купят набор соевых белков или других заменителей.

— Есть такое мнение, что отечественная продукция априори ниже качеством, чем иностранная. Так ли это?

   
   

— Мы исследуем товарную полку независимо от страны-производителя. Мы видим различия только в категориях. Вместе с тем, если сравнивать европейские и российские стандарты качества пищевой продукции, то к содержанию остаточных антибиотиков в мясе птицы, например, они жёстче, чем в Евросоюзе. Но есть и товарные категории, которые менее радуют. К ним относится мёд. Несмотря на то, что Россия входит в пятёрку крупнейших производителей мёда в мире, наши внутренние требования существенно ниже, чем международные. Это связано с наличием антибиотиков и фруктозного сиропа. Потому иногда наш мёд запрещают к ввозу на международном рынке.

— Как часто в «чёрный список» попадают неоднократные нарушители?

— Более 90% производителей быстро исправляют недочёты, так как понимают, что тему с проверками мы не отпустим и держим их на контроле. Так в течение 20 лет в нашей стране не могли решить проблему подмены трески минтаем. Мы выявили, что около 40% рыбной продукции минтая выдавали за треску. По вкусу отличить одну рыбу от другой практически невозможно. Но зато их цена значительно разнится. Совместно с Россельхознадзором мы провели ДНК-тест. За полгода ситуация на рыбном рынке поменялась, сейчас вся треска настоящая.

Чаще всего производители нас слышат, как и потребители, а это напрямую влияет на продаваемость продукции. Магазины снимают с полок товар, так как он плохо реализуется.

Маркетинговые уловки

— Зачастую важная информация на упаковках пишется мелким шрифтом в самых неудобных для прочтения местах. Можно ли обязать производителей делать эти данные более броскими и читабельными, как например, с приставками: «эко» и «био»?

— Это больше относится к маркетинговым уловкам. Что хотят скрыть от потребителя, пишут так мелко, что приходится под лупой разбирать. А то, чем стараются привлечь его внимание, указывают очень крупно. С этим мы уже пять лет справляемся. Ещё год назад на любой продукции можно было крупно писать: «органическое», «БИО» и т.д. Сейчас вступил в силу федеральный закон об органической продукции, в соответствии с которым такую информацию можно наносить на этикетку, только если продукт прошёл органическую сертификацию в центре экспертизы Роскачества.

— Какие ещё примеры нарушений на упаковках встречаются?

— На воде, например, пишут: «Вода высшей категории», несмотря на то, что у нас в новом техническом регламенте, который вступает в силу в 2021 году, категорий воды вообще нет. Нет категории первой и второй, как и товаров первой и второй свежести. Мы провели большое федеральное исследование по поручению госкомиссии по борьбе с незаконным оборотом продукции. И снимаем с полок такую воду, так как это нарушение. 

Слой за слоем в рамках проекта «Честная этикетка» мы очищаем полки от такой продукции. Этикетка не должна обманывать. Исследования мы проводим регулярно, но без потребителей, которые будут обращать на это внимание. Государство создало институт проверки качества для людей нашей страны, и мы призываем обращаться к нам, делиться своими опасениями и страхами в отношении продуктов и пользоваться нашим ресурсом.

Часто правительство региона рекомендует нам товары для исследования. Если они соответствует повышенным и опережающим стандартам, то получают государственный знак качества.

— Вы занимаетесь региональными брендами?

— Не так давно вступил в силу закон о защищенном наименовании места происхождения товаров, он как раз касается региональных брендов. Сейчас можно зарегистрировать много ярких региональных товаров, как говорится, «изюминок». Например, «калужское тесто» или другую продукцию, которой нет в других регионах. Это даёт возможность их продвигать. Мы уверены, чем больше в области известных торговых марок и товаров, тем ярче выглядит она для туристов.

Часто правительство региона рекомендует нам товары для исследования. Если они соответствует повышенным и опережающим стандартам, то получают государственный знак качества. Мы начинаем его активно продвигать и делаем из регионального федеральным. В Калуге есть два товара, которые уже получили этот знак. Это два вида рыбной продукции. С ними можно ознакомиться на сайте Роскачества.

Воспитать потребителя

— Какую главную задачу ставит перед собой Роскачество?

— Это внедрение национальной идеи качества. Во многих странах, именно идея, что мы сегодня должны делать всё лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня, привела к экономическому взрыву. Мы хотели бы, чтоб у нас такая идеология внедрялась постоянно.

С одной стороны, мы стараемся воспитать класс умных, осознанных, профессиональных потребителей, давая им подробную, понятную и открытую информацию о качестве товаров и услуг. С другой стороны, мы работаем с производителями и поставщиками этих услуг. Выделяем лучших, мотивируя, в том числе, и через инструменты государственного знака качества. И убираем с рынка тех, кто не хочет исправляться, кто обманывает потребителя.

Кроме того, наша задача на текущий год — максимально исследовать все интересные потребителям товары, по которым есть сомнения, страхи, вопросы и опасения. И, конечно, мы максимально продвигаем лучшие товары. Знак качества получило около 250 товаров, которые должны присутствовать в торговых точках.

— Как научить потребителя разбираться в качестве продукции и не переплачивать за бренд?

— Не все золото, что блестит. И многие наши исследования показывают, что дорогой товар зачастую — это цена за бренд, а не за реальное качество. Не всегда самый дорогой телевизор получает самый высокий рейтинг качества. И это во многих товарных категориях так.

Разбираться в товаре учат национальные институты качества, которые есть в разных странах. Существует такое понятие, как умный потребитель. Он всегда перед тем, как приобрести продукцию, внимательно изучает её характеристики и запрашивает информацию в Роскачестве. В Германии, например, более 80% потребителей не совершают покупку, не обратившись к исследованиям национального института качества. И нам бы очень хотелось, чтобы и наши граждане поступали аналогично.