«Она не движется». Как избавить сирот в Калуге от квартирных очередей

Свою квартиру Надежда Чехова ждала три года. © / пресс-служба администрации Калужской области

Более 1700 детей-сирот в регионе ждут социального жилья. В 2020 году для них приобрели всего 109 квартир, в 2021 их закупят немногим больше. Почему так медленно движется очередь и как её ускорить, выяснял «АиФ-Калуга».

   
   

Не всем везёт

Три года ожидания в очереди. Вначале бывшая участница телевизионного проекта «Ты супер!» 21-летняя Надежда Чехова жила в приёмной семье. Затем — в общежитии при калужском колледже культуры и искусств. После учёбы, как поделилась девушка, планирует работать преподавателем вокала в Тарусе. И всё это время надеялась обзавестись собственной квартирой.

Право на бесплатное жильё от государства дети-сироты получают с 18 лет, однако в реальности реализуется оно позже. Дом на 60 квартир построили для нуждающихся в Тарусе. 13 января 14 молодых людей получили от них ключи. Некоторые к тому моменту уже обзавелись своими семьями и детьми. Справила новоселье и Надежда. Новым домом она довольна.

«Квартира очень хорошая, светлая, не маленькая — больше 40 кв. м», — делится девушка.

Остальные счастливчики переехали из Ферзиковского, Жуковского, Барятинского, Жиздринского районов и Калуги. Однако повезло не всем.

справка
Согласно закону Калужской области от 25.10.2012 № 338-ОЗ, жилые помещения специализированного жилфонда предоставляются детям-сиротам с 18 лет или до совершеннолетия в случае приобретения ими полной дееспособности. Их общая площадь не может быть меньше 22 и больше 42 кв. м. С нуждающимися заключают договор соцнайма на 5 лет. При этом они освобождаются от платы за наём. До получения социального жилья они могут рассчитывать на компенсацию расходов за съёмное жильё, не превышающую 11500 рублей.

«Я сирота. Мне скоро будет 23 года, стою на очередь с детства на это самое жильё. Порой кажется, что очереди я не дождусь никогда. Она не движется уже много лет», — пишет Анастасия Коробкова на официальной странице Владислава Шапши в соцсетях.

«У меня муж — сирота, стоит на очереди. У нас трое детей, а жилья всё нет, издевательство какое-то», — комментирует там же Настёна Голенева.

   
   

«Честно скажу вам, жильё получают те, кто судится. В ином случае кормят обещаниями», — резюмирует пользователь Евгения Григорьевна.

Сертификаты вместо очередей

Эффективный механизм защиты прав детей-сирот, которые долгое время остаются без жилья, не разработан, считает руководитель Управления федеральной службы судебных приставов по Калужской области Иван Зубов. Количество судебных решений в отношении них каждый год увеличивается из-за нехватки социальных квартир в региональных жилфондах.

С проблемами при закупке квартир сталкиваются ещё на этапе аукциона. Более трети из них не состоялось в 2020 г. по причине отсутствия заявок. Как пояснили в министерстве строительства и ЖКХ области, застройщики не хотят реализовывать квартиры на невыгодных для них условиях. Это и обязательная чистовая отделка, и необходимость внести на счёт госзаказчика определённую сумму или отсутствие цифровой подписи для участия в торгах.

В связи с этим региональный Минстрой предложил внести изменения в действующее федеральное законодательство. Речь идёт о внедрении жилищных сертификатов. По расчётам ведомства, это позволит обеспечить квартирами больше нуждающихся, в том числе с привлечением материнского капитала и собственных средств. На какую сумму предполагается выдавать сертификаты, не уточняется. Жильё для детей-сирот приобретают по средней рыночной стоимости помещений в соответствующем населенном пункте. Согласно данным портала «ИМЛС Недвижимость», средняя цена квадратного метра в регионе равна чуть более 41 тысячи рублей. Если учесть, что в 2020 году на покупку 109 квартир ушло 177 млн, то в среднем на квартиру потратили около 1,6 млн руб.