«Не придумывайте проблем». Психолог рассказал о страхе смерти и болезни

В период пандемии калужане стали чаще обращаться к психологам. © / Густаво Зырянов / АиФ

Страх смерти и болезни, социальная изоляция и постоянная тревога за близких — такие эмоции сопровождали большинство людей в этом году. В Калужской области это привело к росту спроса на психологическую помощь.

   
   

Как понять, нужна ли вам помощь психолога? Можно ли получить её бесплатно в рамках ОМС? Как найти «своего» специалиста? На эти и другие вопросы отвечает клинический психолог Михаил Обухов.

Модно быть нездоровым

Надежда Бастрикова, «АиФ-Калуга»: Михаил, в нашей стране как-то не принято обращаться к психологам. Ситуация меняется?

Михаил Обухов: В России рынок психологических услуг появился относительно недавно. Ещё лет 20 назад ничего такого не было. Но тогда не было и тех проблем, с которыми люди столкнулись сейчас. Большинство из них можно объединить одним словом — тревожность. Люди разучились нормально взаимодействовать с окружающей средой, происходит дезадаптация. В норме человек встраивается в любую ситуацию без споров и конфликтов, а сейчас стало модно не дружить с миром, чему-то ужасаться, травмироваться, впадать в депрессию. Модно быть нездоровым. Человечество в какой-то мере избаловалось. Проще жить мы не стали — нет, но при отсутствии проблем начали сами их себе создавать. И работы у моих коллег заметно прибавилось.

— А что может общество, так сказать, встряхнуть?

— Например, большая война или та же пандемия. Это как раз один из вариантов приведения людей в нормальное состояние. Главное, чтобы они задумались и одумались. Но пока такой тенденции не наблюдается.

— Кстати, на фоне коронавирусных событий у людей добавились какие-то новые тревоги?

   
   

— Конечно. Согласно некоторым исследованиям, вирус уничтожает нервные ткани — и человеку становится плохо. Как в компьютерах — есть железо, а есть софт, то есть программное обеспечение. Когда «страдает» железо, программное обеспечение тоже работает некорректно. Здоровая личность понимает, что пандемия и всё, что с ней связано —это временные трудности, проблемы. Если же есть какие-то нарушения, то каждая мелочь воспринимается катастрофой.

— И всё-таки, каких людей сейчас больше — со здоровой личностью или с нарушенной?

— Первых, безусловно, больше. Но и вторых не мало. Причина ещё и в том, что нам сегодня не хватает идеи, системы. В Советском Союзе была пионерия, комсомол, партия. Жизнь, в которой каждый знал порядок действий. Почему в Китае нет психологов? Людям тысячелетия назад подсказали три способа, как прекрасно жить. Это даосизм, конфуцианство и буддизм. Китайцы это успешно соединили и интегрировали. Потом пришёл коммунизм, но они и его умудрились встроить туда с посылом, что общественное выше личного. А мы зачем-то переняли западную либеральную модель, в которой ничего непонятно, истины нет, мораль относительна. Все живут по принципу: что хочу, то и делаю. И вот результат — большое количество людей с нарушениями личности.

Человеку нужен человек

— Как человеку понять, что ему нужна помощь психолога?

— Элементарно. Невроз — это любое недовольство чем-либо. Есть локальный невроз. Например, я хочу есть, но, не имея возможности сделать это прямо сейчас, буду нервничать. Однако придёт время — и я всё равно поем. Следовательно, проблема решится. А если из года в год я хочу, чтобы у меня на парковке стоял дорогой спорткар, но не имею возможности его купить, и из-за этого нервничаю, то это невроз системный. Недовольство соседом, погодой, властью — чем угодно, которое проходит в течение дня, это нормально. А вот если такое состояние наблюдается несколько недель, это повод для похода к специалисту.

— То есть справиться с проблемой самостоятельно невозможно?

— Любому человеку нужен человек, не обязательно это должен быть психолог. Это может быть тренер, друг, наставник, священник, сосед, тот с кем можно поделиться проблемой и от кого услышать другую точку зрения. Желательно, конечно, чтобы она была компетентная.

— Но как понять, хороший перед вами специалист или нет?

— Это одна из самых больших проблем. Нужно понимать, что человек хочет получить: консультацию или терапию. Консультациями занимается большое количество людей и на самом деле напортачить тут сложно. Человеку иногда действительно нужен просто сторонний взгляд — с этим справятся и вчерашние выпускники, добросовестно выполняющие свою работу. А вот терапия — это уже длительная работа со здоровьем. Психолог должен обладать клинической специализацией, знать, чем отличается норма от ненормы. При этом быть хорошо эрудированными и иметь широкий кругозор, чтобы найти подход к каждому. Но таких мало специалистов. Из-за этого часто терапия сводится либо к банальным житейским советам. Психологи, которые реально помогают — штучный товар.

— Можно ли получить психологическую помощь бесплатно?

—Психология выведена за рамки обязательного медицинского страхования, поэтому даже в государственных учреждениях психиатрической помощи приём психолога платный. Чаще всего практики частные. Но я надеюсь, что однажды ситуация поменяется.

— Сейчас в социальных сетях много так называемых коучей. Что вы о них думаете?

— 90% из них — шарлатаны. Удивляюсь, как их кто-то слушает. Сейчас культ попсы кругом, и в психологии тоже. Поверьте, хорошему специалисту некогда сидеть в Интернете, он в кабинете помогает тем, кто в помощи нуждается.