Чем солить Калужские улицы. Дорожные службы экспериментируют с реагентами

В Калуге решили поставить эксперимент с реагентами, которые будут использовать для борьбы с наледью. Разбираемся, насколько это выгодно для города и безопасно для автомобилей и горожан.

   
   

Не дороже, но безопаснее

Справка
Соль применяли для посыпки улиц ещё в XIX веке. Но уже тогда заметили её вред для транспортных средств того времени – лошадей – и подумывали, а не изобрести ли что-то менее вредное. Теперь же соль разъедает не копыта лошадей, а машины и обувь пешеходов.
До последнего времени улицы областного центра в основном обрабатывали пескосоляной смесью. Только за минувшие несколько недель её израсходовано более 250 тонн.

С приходом морозов и снегопадов на уборку города вышло почти 60 единиц техники. Город убирается круглосуточно.

В рамках пилотного проекта начали использовать и жидкий реагент — 23%-ный соляной раствор. Он работает на предупреждение. Дорога покрывается раствором до выпадения осадков. Снег, попадая на обработанную поверхность, сразу тает.

«Использовать жидкий реагент можно на всех категориях дорог при температуре до -10º С, – рассказывает начальник отдела эксплуатации улично-дорожной сети города Калуги Юлия Хоботова. Предварительная обработка сокращает по времени и облегчает последующую уборку проезжей части. Это позволяет уменьшить и количество песка, который засоряет ливнёвую канализацию».

Говоря о стоимости «рассола» в сравнении с пескосоляной смесью Юлия Александровна уверяет, что для города использование нового реагента не дороже.

«Основные затраты – это приобретение техники и строительство завода по производству раствора. Но это разовые вложения, и их взял на себя подрядчик. Пока что есть три специализированные машины, которые работают с жидким реагентом. Если технология покажет свою эффективность, то в будущем году их закупят больше», отмечает наша собеседница.    
   

Пыли будет меньше 

Воздействие реагентов на окружающую среду прокомментировал профессор кафедры ботаники, микробиологии и экологии Калужского государственного университета Алексей Стрельцов:

Кстати
В Европе зимой дороги посыпают гравием и каменной крошкой, весной их собирают, промывают и повторно используют в будущем году. В Японии – не применяют реагенты вообще. Норвежцы подогревают дороги. Белорусы используют на дорогах не только соль, но и сахар. В Ярославской области дороги поливают минералкой.
«Использование любых химикатов представляет опасность. Когда улицы посыпаются пескосоляной смесью, соль попадает и на газоны, и в канализацию, и к корням деревьев. Страдают и братья наши меньшие. Любое превышение концентрации чего-то, даже хорошего, может принести вред. А в этом случае речь идёт о соли, которая способна разъедать даже металл».

По мнению калужского эколога, если исходить из вопроса безопасности на дорогах, то использование соли эффективно, но для экологии это катастрофа. Оптимальным вариантом могла бы стать посыпка улиц гранитной крошкой, но это дорого. Да и не каждый гранит можно использовать, нужно проверять его радиоактивность.

Эффективность эксперимента с реагентами можно будет оценить не только зимой, но по весне. Уменьшение количества песка для посыпки дорог должно снизить количество пыли, которая появляется с потеплением.

Смотрите также: