Аркадий Шишкин бегом больше трёх раз обогнул Землю по экватору. За 46 лет занятий — более 140 тысяч километров.
— Я фанат бега, долгие годы вёл спортивный дневник, в нём фиксировал всё, в том числе и каждый километр. Мои записи брали учёные для своих научных работ. Сейчас я удивлён, конечно, этой цифрой, — говорит легендарный бегун. — Мне 62 года, 46 из них бегаю и ни разу не менял ни «масло», ни «бензин»… ну, иногда коленки прихватывает, но это ничего.
Садовник своего тела
Владимир Андреев, «АиФ-Калуга»: Аркадий Иванович, лёгкая атлетика — один из самых травмоопасных видов спорта и не так уж он хорош для обычного человека. Разве нет?
Аркадий Шишкин: Надо чётко разделять спортивный бег и оздоровительный. В первом случае нагрузки для обычного человека, безусловно, вредны. А вот спокойный, оздоровительный бег трусцой очень полезен. В 1976 году в Калуге образовался клуб любителей оздровоительного бега «Пульс», он входил в тройку лучших клубов в СССР. О нём писали во многих печатных СМИ страны, снимали документальные фильмы. В те годы постоянным атрибутом городского пейзажа Калуги был бегущий человек с надписью на футболке КЛБ «Пульс». Кстати, очень любила оздоровительный бег внучка Циолковского, она преподавала в девятой гимназии и консультировала «Пульсовцев».
— Как заставить себя побежать?
— Воля должна быть.
— Воля обычно вечером просыпается: всё, завтра с утра на пробежку, а приходит утро и …
— «Тело — наш сад, а воля — его садовник», — сказал Шекспир. Медленный бег — прекрасное средство от сердечно-сосудистых заболеваний, от стресса. А если быстро бегать от инфаркта, то через месяц инфаркт тебя догонит. Дозированно надо всё делать. В «Пульс», кстати, нередко приходили люди, уставшие лечиться. И занятия поднимали их практически из гроба.
Был такой человек, с огромным букетом болезней. Так вот, пришёл он в «Пульс», а через два года его лечащий врач, обеспокоенный тем, что больной давно не был на приёме, звонит ему, и на другом конце провода отвечают: он на тренировке, к соревнованиям готовится. Доктор был в шоке.Медленный бег — прекрасное средство от сердечно-сосудистых заболеваний. А если быстро бегать от инфаркта, то через месяц он тебя догонит.
Вот это была сила!
— Сейчас «Пульса» нет. Что делать?
— Да, этого клуба уже нет, но сегодня многое изменилось. Сейчас возникают небольшие группы любителей бега. Люди встречаются, бегают, общаются. Это прекрасно. Но к спортивному бегу они почти всегда мало имеют отношение. Вот в эти дни многие готовятся к космическому и атомному марафонам в Обнинске. Но, я заметил, что большинство неправильно это делает. Сегодня и условия, вроде, несравнимы с теми, что были в СССР и экипировка лучше, а результаты хуже. Первый полумарафон в Калуге состоялся в 1955 году. Тогда сентябрьским утром 15 человек пробежали 21 км. Я сам бежал его в 1977 — 1979 годах.
— Скорее всего, тогда к соревнованиям готовились весь год, а сейчас за месяц. Побегали в Бору, размялись — и на старт.
— Так нельзя. Нужно бегать постоянно. У нас, на мой взгляд, не занимаются подготовкой спортсменов к бегу на длинные дистанции. Хотя есть отличные тренеры и в школе «Темп», и в «Юности». Мы не потеряли легкоатлетов, но профессионально готовить марафонцев к дистанции некому. А раньше Калуга гремела! 1963 год — первый мастер спорта по лёгкой атлетике в области, марафонец Александр Юдин. 1979 год — Владислав Агалаков стал чемпионом спартакиады народов РСФСР в марафонском беге. 1980 год — трое калужан поехали в Грецию, где бежали ту самую историческую дистанцию. Александр Подогов, Николай Теребильников и Владислав Агалаков. Подогов выиграл греческий марафон. Теребильников пришёл вторым, а Агалаков — четвёртым. Понимаете? На легендарном греческом марафоне! Вот это была сила! Я с ними тренировался в Кисловодске, в Киргизии многому у них научился.
«Пульс почти трупа»
— А с чего вы начинали?
— Я учился в Воротынске, папа мой — лётчик, мама — учитель истории. Я был страшно влюблён в футбол. Мы в школе кроме футбола занимались баскетболом, настольным теннисом, я даже в шахматы тогда играл.
— На бегу?
— Нет, останавливался на время посидеть за доской. Так вот в футболе я много забивал голов, но не всегда наша команда выигрывала, а мне хотелось побеждать. И я ушёл в бег. На тренировку, помню, выходил зимой в шапке-ушанке, отцовской летной куртке и кедах. Зимы были снежные, по сугробам бегал. И через полгода стал чемпионом Калужской области среди школьников.
Когда победил на кубке СССР в Баку в 1984 году на 5 тысячах метров, за неделю до старта у меня был пульс 34 удара в минуту. Накануне пошёл проверяться к врачу, а тот сказал — так это же смерть! Потом я только узнал, что такой пульс — результат правильной подготовки профессиональных бегунов. Именно поэтому, когда резко завязывают с бегом, дряхлеют и быстро умирают. Я не остановился, бегаю сейчас каждый день, и у меня пульс 48 ударов в минуту.
— Сейчас модно бегать в наушниках с музыкой. Вы как к этому относитесь?
— Пусть бегают, как хотят. Только пусть сначала побьют мои региональные рекорды. На дистанции 1,5 км мой рекорд не побит с 1982 года, второй — на 3 км — установлен мною 20 июля 1984 года в Лужниках в Москве и третий — в Донецке в 1984 году на дистанции 5 км.
Коммерция, увы, выигрывает
— Сегодня спорт высоких достижений — это борьба учёных-фармацевтов. Вы согласны?
— Да, частично, из-за этого я и бросил большой спорт. Всегда бегал за счёт собственного здоровья. Сейчас очень много методик восстановления спортсмена с помощью различных препаратов, профессиональный спорт настолько высоко задрал планку, что без химического восстановления спортсмену просто не выжить. Всё это связано с коммерциализацией спорта, все хотят заработать. Я не хочу даже рядом со всем этим бежать.
— Так, может быть, нынешнее отлучение российских спортсменов от международных соревнований поможет нам вернуться к здоровому спорту, без пилюль и уколов?
— В точку! Вспомним прошлый век. В 1931 году появился в СССР комплекс ГТО. Тогда он дал возможность растить спортсменов высочайшего класса. Первый чемпион мира у нас был по тяжёлой атлетике Григорий Новак в 1946 году. Мы впервые на Олимпиаду в Хельсинки поехали в 1952 году и в командном зачёте были вторыми, 22 золотые награды привезли.
Сейчас есть у нас шанс остановить эту коммерческую, фармацевтическую гонку в мировом спорте, остановиться, оглянуться и начать заниматься тем спортом, которым мы сами хотим, а не спонсоры.