«Клуб без достижений — это чемодан без ручки. Нести тяжело и бросить жалко. Но это точно не про нас. Мы закаляемся в борьбе», — считает генеральный директор футбольного клуба «Калуга» Олег Митрофанов. Корреспондент kaluga.aif.ru в интервью узнал, как удаётся сохранить российские футбольные традиции и есть ли будущее у молодых игроков.
Образ победителя
— Олег Геннадьевич, что вам дал футбол?
— Это мой инструмент, чтобы не закис. Не представляю себя без движения. В России 113 профессиональных клубов и соответственно их руководителей. Входить в это негласное сообщество круто. Да что там говорить — и чертовски приятно.
— Как вы относитесь к утверждению, что Россия — не футбольная страна?
— Советский Союз и Россия, конечно, футбольные страны. Вспомните, Лев Яшин — лучший вратарь в мировой истории футбола. Безоговорочно. Советская сборная — чемпион Европы. Футбольный клуб «Динамо» играл в Британии с местными грандами. Английская пресса, которая скептически писала о советских футболистах, захлёбывалась от восторга, несмотря на то что родоначальники футбола были биты у себя же дома. Вы знаете, что в честь победного визита «Динамо» некоторые английские клубы включили в свои эмблемы литеру «Д»? Разве этого мало и мы так легко можем отказаться от своего футбольного наследия?
Вспомним советский чемпионат. Это соревнования разных школ и футбольных интеллектов. Московский «Спартак», киевское «Динамо», «Динамо» Тбилиси, ташкентский «Пахтакор» и др. И это была своего рода Лига Европы.
А с 1991 года Россия варится в собственном соку. Команды премьер-лиги притёрлись друг к другу и вряд ли могут друг друга удивить в футбольном плане. Снижаются уровень конкуренции, самоотдача и мастерство исполнителей — прямая зависимость.
— В чём проблема отечественных футболистов, почему их уровень уступает зарубежным мастерам мяча?
— Я помню разговоры болельщиков: вот будут нашим футболистам больше платить, улучшат условия и — выиграем все Лиги чемпионов. В Российскую премьер-лигу пришли большие деньги. И что? Победы на международном уровне по пальцам одной руки можно пересчитать. Большие деньги, на мой взгляд, развращают. Мне кажется, проблема в том, что футболистам необходимо ментальное сопровождение. Нужно формировать образ победителя. А если ты выходишь на поле и у тебя колени дрожат, тебе просто нечего делать в большом футболе.
— Вы согласны с тренером сборной России по футболу Валерием Карпиным, который рекомендует «уезжать из российской премьер-лиги»?
— Нужно правильно понимать слова Валерия Карпина. Кто-то усмотрел в его высказывании мысль о «побеге из страны». Конечно, глупость. Есть возможность соревноваться с лучшими, это не ущемляет твои интересы и ценности, воспользуйся ею. Лучше отдать себя игре, своей профессии, а не тупо «полировать банку» и получать неплохую зарплату только потому, что мало футболистов с «правильным паспортом».
Не мешать тренеру
— Футбол — это любовь с детства или что-то иное?
— Мне нравится футбол. Никогда не был профессиональным футболистом, но мечтал играть. Эта история из детства, когда кроме футбола и хоккея у нас в деревне ничего не было.
В 1982 году меня отец привёз в «Лужники». Попал на футбольный матч «Спартак» (Москва) — «Черноморец» (Одесса). Полный стадион — 80 тысяч болельщиков. Сидели рядом с чашей олимпийского огня. Эти воспоминания очень тёплые и связаны с футболом. Моё увлечение стало смыслом жизни.
Футбол — это организационная структура. Калужскую команду собирали с нуля, с любительских игр. В футзале в 2007 году стали бронзовыми призёрами в высшей лиге на уровне страны. Становились дважды обладателями Кубка Черноземья среди любителей. Это серьёзное достижение. В 2009 году стали победителями первенства. С этим и взрослел. Футболом занимаюсь уже 23 года.
Никто не думал, что в 2011 году министр спорта Сергей Фурсенко проведёт реформу российского футбола. Многие клубы если совсем не исчезли, то по крайней мере затормозили своё развитие.
— Профессиональный футбол губят деньги?
— Годовая зарплата одного футболиста из топа пять клубов российской премьер-лиги — пять лет бюджета ФК «Калуга». Работаю с потенциальными миллионерами. Во второй лиге парни звёзд с неба не хватают. Она не о миллионах, а о том, чтобы затем перебраться туда, где платят больше. Лига является ступенью в профессиональной карьере, если хочешь стать маститым футболистом.
Все рвутся туда. А когда понимают, что не достигают необходимого уровня, вообще заканчивают с футболом. Как у нас говорят, «вешают бутсы на гвоздь».
Многие привыкают ко второй лиге. Кому-то нравится играть в своё удовольствие, не напрягаясь, чередуя выступления с днями здоровья или семейными буднями. Кто-то хочет себя показать, есть амбиции профессиональные. Сколько наших парней сейчас показывают по телевизору на футбольном поле. Они когда-то играли в Калуге. Это и Николай Калинский, Владимир Ильин, Андрей Лунёв. В «Урале» — Каштанов и Юшин. Последнего, кстати, вызывали в сборную России на просмотр. И сейчас в нашей команде собраны ребята с очень большим потенциалом и футбольным будущим.
— Жизнь — это игра или хождение по мукам?
— Клуб без достижений — это чемодан без ручки. Нести тяжело и бросить жалко. Но это точно не про нас. Мы закаляемся в борьбе. 14 лет шли к тому, чтобы клуб стал проектом, твёрдо стоящим на ногах. Чем лучше развивается клуб, чем красивее и содержательнее игра, тем больше возможностей выйти на новый профессиональный уровень. Так что для нас жизнь — это игра.
— Вмешиваетесь в дела команды?
— Состав никогда не назначал. Не лезу в тренерскую работу, но в вопросы быта погружён. Как руководитель, ищу возможности финансирования наших проектов, которых у нас много, в том числе социальных. Тренер отвечает за игру, которая должна приносить удовольствие и футболистам, и болельщикам. Мы вместе бьёмся за итоговый результат.
В раздевалку захожу регулярно, после победы или, не дай бог, поражения. Это наш ритуал. Благодарю ребят, если вижу, что это искренне. Были случаи, когда не хотел заходить. Боялся сорваться. Но ошибки переживаем вместе.
— Следите за дисциплиной игроков клуба?
— В коллективе разрабатываем принцип взаимодействия и общения. Если спортсмен начал чем-то посторонним заниматься, садится на скамейку запасных. Вот принялся за блогерство, и всё. Футбол этого не прощает. У нас был один такой паренёк, начал выкладывать видео со своих тренировок и попросту перестал играть в футбол и соответственно перестал помогать команде.
— Как вас зовут за глаза?
— Старики зовут Геннадич. Не знаю, как молодые. Надо посмотреть в телефоне.
Молодое будущее
— Есть ли стратегия выращивания своих талантов?
— Большинство местных талантов уезжает в академии более высокого уровня. Причём уезжают лучшие. В Калуге остаются сильные игроки второго уровня. Родителям интереснее, чтобы их дети играли в именитых клубах. Мы стараемся до них донести простую истину, чтобы они для себя поняли: футбол нужен как секция или жизненный профессиональный путь? Родители не верят в футбол, если это не высшая лига. Во втором дивизионе не тот уровень дохода и качество жизни. Однако здесь практика игры не с ровесниками, а с мужиками, где много силовых моментов. Вот что нужно молодому спортсмену, чтобы он вырос в хорошего футболиста.
Сейчас ФК «Калуга» — это команда с минимальным количеством местных ребят. Не потому, что мы не хотим их брать. «Молодняк» должен давать фору опытным футболистам. Пока мы вместе со школами в процессе формирования костяка молодых футболистов, которые участвуют в соревнованиях Юношеской футбольной лиги, и первые результаты уже видны. Если раньше говорили, что школы не работают, то сейчас уже многие воспитанники на карандаше.
— Ваша мечта, связанная с ФК «Калуга»?
— Трезво смотрю на вещи, поэтому как минимум — завоевать право выступать в Первой лиге ФНЛ, как максимум — быть там в лидерах. И вот что точно я бы хотел видеть, так это чтобы как можно больше игроков, прошедших через ФК «Калуга», заиграли в Российской премьер-лиге. Мои воспитанники должны пойти дальше, чем я.