Этот вид спорта овеян романтикой по многим причинам. Тут и давняя человеческая мечта о полёте, и советские фильмы об обучении юношей и девушек в ДОСААФ. Наши современники комсомольцам из старого кино, пожалуй, не уступят — им хватает и тяги к приключениям, и умения преодолеть себя, чтобы решиться на первый прыжок с парашютом.
Страх — не враг, а друг
Дайвинг, сноуборд, велоспорт — калужанка Елена Раздвилова всегда любила физические нагрузки и активный отдых. Нет ничего удивительного в том, что на один из дней рождения друзья сделали ей необычный подарок: прыжок с парашютом. Впечатления были потрясающие. Через пару лет второй прыжок Елена подарила себе сама. Поняла, что, пожалуй, маловато будет — и записалась в авиационно-спортивный клуб. Там желающих учат, в том числе контролировать точность приземления и управлять парашютом в воздухе.
«Прыгать в первый раз было страшно, — рассказывает Елена. — Мне и сейчас страшно, и это абсолютно нормально. Говорят, из спорта нужно уходить, когда перестаёшь бояться. Другое дело, как ты относишься к этому страху. Сейчас у меня совсем другие ощущения. Страх не сковывает, а мобилизует, заставляет собраться. Нет паники, только наслаждение процессом и тем, что получилось выполнить задание».
По её словам, практически любой человек стоял на лыжах, ездил на велосипеде или нырял с маской. Эти ощущения знакомы и понятны многим. Но далеко не все выходили из самолёта на высоте 600-800 метров. Здесь эмоции и впечатления совершенно другие.
Шаг с небес
Калужский авиационно-спортивный клуб проводит тренировки и прыжки бесплатно. Парашюты спортсменам тоже выдают. За свои деньги придётся приобрести только дополнительное снаряжение: прыжковые очки, высотомер, шлем. Перед тем, как приступить к занятиям, необходимо пройти медкомиссию. Общая физическая подготовка лишней не будет: основной парашют весит 16 килограммов, запасной — пять, и с этим грузом человек должен свободно ходить, бегать, прыгать.
Перед допуском к самостоятельным прыжкам будущих спортсменов ждёт курс термической и наземной подготовки, который занимает около двух месяцев, а ещё — зачёты по каждому этапу прыжка, по укладке парашюта и по действиям во внештатных ситуациях. К примеру, если при открытии парашюта обрывается часть строп, то спортсмен должен проверить надёжность купола, и, если не уверен в его управляемости, то нужно отцепить основной парашют и открыть запасной.
«Как правило, в воздухе всё проходит без неожиданностей. Бывают небольшие инциденты, например, приземление в сильный ветер, болтанка в свободном падении, но для подобных случаев есть чётко прописанный алгоритм действий, — рассказывает один из старожилов клуба Евгений Тодоров; за плечами у него 5 лет занятий парашютным спортом и 111 прыжков. — Мы не в голливудском фильме: товарищи не смогут прийти на помощь, и всё будут решать считанные секунды и скорость реакции».
Казалось бы, за последние десятилетия человечество придумало немало экстремальных видов спорта, однако прыжки с парашютом по-прежнему популярны — как разовое приключение и как хобби. И популярность эта растёт. По словам Евгения, причина в том, что прыжки становятся всё безопаснее. Например, страхующий прибор откроет парашют даже в том случае, если этого по какой-то причине не сделал сам спортсмен.
На данный момент в клубе насчитывается 155 воспитанников.