Примерное время чтения: 6 минут
260

Южный полюс. Метеоролог Дмитрий Шепелёв - о работе в Антарктиде

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 21. АиФ-Калуга № 21 21/05/2025
Дмитрий Шепелёв / Из личного архива

21 мая в стране отмечается День полярника. Уроженец села Вознесенье Тарусского района Калужской области Дмитрий Шепелёв сейчас находится в очередной экспедиции на Южном полюсе Земли. Несколько сезонов подряд он работает в суровых условиях Антарктиды – сначала на станции «Восток», а теперь на станции «Прогресс». Подробнее - в материале  kaluga.aif.ru

И швец, и жнец

По специальности Дмитрий Шепелёв – метеоролог, участник российских антарктических экспедиций. Он окончил Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге. Начинал работать на Камчатке, а после отправился работать в Антарктиду. Две экспедиции провёл на станции «Восток», где работал метеорологом. А сейчас Дмитрий руководит станцией «Прогресс».

Это советская и российская станция, расположенная в месте под названием Ларсеманн-Хиллс на берегу залива Прюдз близ озера Степпед. Условия на «Прогрессе» менее суровы по сравнению с ближайшими береговыми станциями.  

Дмитрий Шепелёв проводил зимовки и на легендарном «Востоке», внутриконтинентальной российской станции. Она стоит на вершине ледникового купола и отличается тяжелейшими условиями жизни. Помимо лютого мороза (до минус 89 по Цельсию), разреженного воздуха, из-за которого трудно дышать, и полной отрезанности от мира «Восток» ещё и практически полностью занесён снегом. Полярникам приходилось выбираться на поверхность из-под двухметровых снежных заносов.

«Станция «Восток», где я зимовал, недоступна порядка девяти месяцев в году. Туда ни самолёт не прилетит, ни корабль не придёт с помощью. Температуры экстремальные, но ветра нет, влажность нулевая, капюшон играет роль воздушной подушки, а лицо закрыто маской. И когда выходим, все время в движении. Одежда специальная, современная, как слоёный пирог: термобельё, флисовый комплект, верхняя одежда. А вот из обуви лучше всего сохраняют тепло валенки», – рассказал журналистам полярник.

По его словам, всё необходимое для пребывания на станции в течение 12-13 месяцев есть – комната отдыха, которая по-морскому называется кают-компанией, отдельные комнаты на каждого члена экспедиции (их также называют каютами), баня и даже небольшой спортзал. Впрочем, спортом полярники занимаются редко – врачи не рекомендуют. Из-за ледовых шапок Антарктида – самый высокий континент, а на высоте кислорода меньше и сердцу работать тяжелее. 

В штате научных работников не только метеорологи – работают геофизики, магнитологи, специалисты по радиосвязи, системные администраторы – большой перечень специальностей. Кроме научных сотрудников нужны врачи (хирурги и анестезиологи), повара, механики-водители – нужны разные специалисты.

В первую зимовку на станции «Восток» начальнику станции потребовалась полостная операция, и Дмитрий Шепелёв выполнял работу операционной медсестры – ассистировал хирургу. Оказанию первой медицинской помощи обучают всех участников экспедиций.

Полёт нормальный

На станции «Прогресс» работает снежно-ледовый аэродром «Зенит» для малой авиации и тяжелых транспортных самолётов. Лётное поле из снега помогает российским учёным в подготовке к запуску нового зимовочного комплекса для российских полярников. 

Название аэродром получил в честь петербургского футбольного клуба. Строили его специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Важнейший транспортный объект был оборудован для доставки на ледяной континент специалистов. 

5 300 километров по маршруту «Кейптаун – Прогресс» тяжелый военно-транспортный Ил-76 впервые преодолел в ноябре 2022 года. Летел самолёт шесть с половиной часов. По воздуху значительно быстрее, чем на корабле: ледокол Росгидромета «Академик Фёдоров» идёт к Южному полюсу Земли примерно 40 суток.

Взлётно-посадочную полосу строили из снега. Его утрамбовывали в течение нескольких месяцев, добиваясь плотности, сопоставимой с бетоном. Специалисты знают, что лёд в Антарктиде подвижный и постоянно дрейфует, поэтому состояние лётного поля всё время контролируют, в том числе сверху, с коптера. Строили аэродром всего несколько человек.

Дмитрий Шепелёв рассказал, как были удивлены китайские коллеги, узнав, что обслуживает аэродром 11 специалистов.

«Китайцам мы показывали аэродром «Зенит», зима была. Привезли, начальник ходит там, ножкой топает по полосе, которая как бетон. Раза три переспросил, на калькуляторе даже набрал: сколько это людей? Он был удивлён, думал, наверное, что тысяча человек это делает», - рассказывает полярник.

Связь с земляками

В январе этого года с учениками первой городской и лопатинской школ в Тарусе метеоролог Дмитрий Шепелёв провёл телемост с Южного полюса.

В прямом эфире полярник показал школьникам вязаного пингвинчика - полярники нередко увлекаются вязанием.
В прямом эфире полярник показал школьникам вязаного пингвинчика - полярники нередко увлекаются вязанием. Фото: Тг-канал главы администрации Тарусского района Михаила Голубева

В прямом эфире полярник показал школьникам белый континент, поделился с ними особенностями своей профессии и познакомил собеседников с хобби покорителей Антарктиды – вязаными игрушками. Одну из таких – маленького пингвинчика – Дмитрий Шепелёв и продемонстрировал школьникам. Кроме того, полярник ответил на вопросы учеников. Больше всего мальчишек и девчонок интересовали распорядок дня на станции «Прогресс», погода на Южном материке и специфика работы в столь суровых условиях.

«Некоторые ребята ещё долго не отпускали Дмитрия — расспрашивали обо всем. Кто знает, может, кто-то из них тоже станет известным полярником», – рассказал глава администрации Тарусского района Михаил Голубев.

Справка

У России в Антарктиде 10 научных станций: 5 круглогодичных и 5 сезонных. Станцию Восток является круглогодичной, и она единственная, которая находится в центре континента. Станция открыли в 1957 году, и на сегодняшний день все постройки комплекса занесены снегом, они не пригодны для работы учёных. Поэтому было принято решение о создании нового комплекса. Его строительство – на сегодняшний день один из сложнейших инженерных проектов в мире, учитывая логистику, температуру и климатические условия. Новый комплекс – блочно-модульной конструкции (пять модулей). Общая площадь – более 3000 кв. м.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах