29 января день памяти замечательного советского актёра Евгения Леонова. Ровно 30 лет назад, в 1994 году, его сердце остановилось. Евгений Павлович был любимцем всех советских детей, обожавших сериальный мультик про Винни Пуха. Забавный медвежонок говорит голосом народного артиста. С участием актёра сняты культовые советские кинокартины «Полосатый рейс», «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи» и «Афоня».
Калужане запомнили Евгения Леонова как светлого и доброго человека. Актёр снимался в 1982 году в фильме режиссёра Георгия Данелии «Слёзы капали». Часть эпизодов кинематографисты отсняли в областном Доме печати в Калуге.
Грустная сказка
Сюжет можно рассматривать как современную трактовку сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Сценаристы фильма Кир Булычёв и Александр Володин словно предсказали будущий развал Советского Союза. В фильме показаны скука казённых учреждений, полунищенские советские квартиры, тусклый свет уличных фонарей и душевная пустота.
По сюжету фильма злой тролль создаёт волшебное зеркало, которое отражает и преувеличивает всё плохое и дурное. Зеркало разбивается — и один из миллионов осколков попадает в глаз Павлу Ивановичу Васину (его сыграл Евгений Леонов), жителю небольшого городка Зареченска.
Уравновешенный человек, добропорядочный семьянин, отзывчивый сосед и сослуживец в один момент изменился до неузнаваемости. Он видит в своих родственниках и знакомых только плохие черты и пороки, делает исключение только для внучки, а также проявляет относительную терпимость к пьянице. Васин выгнал из дома сына, поссорился с женой, разругался с сослуживцами на работе. Он видит вокруг ложь, подлость и безделье.
Герой дошёл до точки, до того, что собирался покончить жизнь самоубийством. Сначала неудачно повесился, а затем не смог и утопиться — озеро обмелело. У Васина текут слёзы от беспомощности, а вместе с ними из глаз выскальзывает и тот самый зловещий осколок. В концовке ленты герой играет на пианино «Лунную сонату» Бетховена, а на горизонте появляется вновь целое зеркало, отражающее в сумерках лучи заходящего солнца. Режиссёр словно задаёт зрителю вопрос: «Какими мы увидим себя в этом зеркале? Что будем видеть в окружающих нас людях: доброе и светлое или дурное и мерзкое?»
«Я комик…»
По окончании съёмок в Доме печати прошла творческая встреча с калужанами Евгения Леонова и Георгия Данелии.
На ней Евгений Леонов делился сокровенным.
«Бывает достаточно всего одного доброго слова, чтобы почувствовать себя окрылённым. И очень важно, чтобы это слово было сказано при жизни человека. Больше всего в людях я ценю доброту, душевность. Доброта, по-моему, начало всех начал, отличительный признак человека. В героях я тоже прежде всего ищу способность к добру, стремление делать добро и, если это есть, я уже верю, что роль получится. Вообще-то я думаю, совсем неспособных к добру людей нет. Бывает, что человек ожесточился и ему кажется, что в душе его нет места для доброты, но это ошибка, это временно: не совершая добрых дел, человек чувствует себя неуютно в этом мире», - рассказал он.
И признался: он всегда любил комедии и хотел играть в весёлых фильмах и спектаклях.
«Интересную драму я предпочту плохой комедии. Но хорошей комедии буду верен всю жизнь. Раньше меня журналисты одолевали вопросом: «Почему вы стали комиком?» А я отвечал: «Потому что у меня лицо круглое». На самом деле я не уверен, что каждый артист с круглым лицом должен стать комиком. Нужно ещё умение посмотреть на себя со стороны, с чувством юмора отнестись к собственной персоне. И ещё, на мой взгляд, комику нужны доброе сердце, способность сострадать, жалеть. Комик — не только самый весёлый человек... Зритель любит комедию не потому, что смеяться приятнее, чем плакать. Как зритель и как актёр, я люблю комедию за демократичность, за стремление и возможность врачевать пороки общества и человека; за то, что комедия вселяет в человека веру в нравственный идеал, ибо, высмеяв зло, мы открываем в себе силу преодолеть его», — поделился своими мыслями с публикой актер.
Талисман Данелии
Режиссёр Георгий Данелия оставил свои воспоминания о съёмках фильма.
«Сценарий фильма писался под актёра Юрия Никулина. Однако Госконцерт послал цирк на гастроли в Австралию. Мы растерялись — фильм запущен, а у нас нет актёра на главную роль. Кого брать? Конецкий предложил Леонова. Я засомневался — а не слишком комедийный персонаж получится? (Я видел Леонова только в «Полосатом рейсе» — фильме, к которому сценарий писал Конецкий.) А Лика Ароновна (ассистент по актёрам. — Прим. ред.) сказала, что не получится. И посоветовала посмотреть на Леонова в роли Лариосика в «Днях Турбиных».
… С тех пор Леонов снимался у меня во всех фильмах. Он играл и симпатичных людей, и несимпатичных, и откровенных мерзавцев. Но кого бы он ни играл и что бы ни вытворяли его герои, зрители всё им прощали и любили их. Было в Леонове что-то такое — магнетизм, биотоки, флюиды, не знаю, как это назвать, — что безотказно вызывало у людей положительные эмоции», - вспоминал Данелия.
Евгений Леонов часто шутил: Данелия его снимает часто потому, что он — его талисман.
«Что же, может быть, Женя и был моим талисманом, но главное — он был камертоном. Он задавал тон стилистике — добрый, смешной и грустный. Общались мы с Женей в основном на съёмках или по телефону, — вспоминал Георгий Данелия. — В гости друг к другу ходили редко, тёплыми словами друг друга не баловали. А недавно в одной газете я прочитал письмо Леонова к сыну: «Съёмки у Данелии закончили, несколько дней ещё озвучивания, и всё. Что за фильм получится — не знаю, грусть какая-то в нём сидит, хоть и комедия. Назвали — «Слёзы капали». Гия всегда о тебе спрашивает, привет передаёт. Когда начинаешь работу с ним, думаешь: сколько мучений! А когда закончили — пустота. Вот бы тебе такого друга, такого режиссёра».
Добрейшей души человек
Во время съёмок в Калуге Евгений Леонов побывал в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Сохранились и уникальные фото с его экскурсии и подлинный автограф актёра, который он оставил на память калужанке-экскурсоводу. Сейчас эти подлинные фотографии хранятся в архиве автора.
Побывал он и в гостях в Дзержинском районе.
«В начале 1980-х Евгений Палыч приезжал к нам в Кондрово с культурным визитом по приглашению Григория Ивановича Михашонка, который в тот период работал директором нашего ДК, — вспоминает местный житель Александр Кондратьев. — Народному артисту РСФСР были организованы экскурсии на Кондровскую бумажную фабрику, на головной молочный завод, а также в село Острожное с посещением спиртового завода. Замечательный, весёлый и порядочный человек. Мы показывали Леонову балкон нашего ДК, винтовые лестницы на сцене и даже посетили кинобудку. Самое трудное было не рассмеяться, глядя ему в лицо, когда он не говорил ничего смешного. Добрейшей души человек! Великий актёр! Мастер!»