В горах Таджикистана в 1942 году разбился самолет ПР-5. Спустя 43 года специальная экспедиция обнаружила бензобаки, двигатель и другие детали. Калужский лётчик Вениамин Кожин, пилотируя вертолёт Ми-8, эвакуировал найденные обломки с площадки в горах Памира.

Кожин налетал в горах Памира на вертолётах Ми-4 и Ми-8 почти 11 тыс. часов. Недавно пилоту исполнилось 85 лет, но он ещё крепок, обладает отличной памятью и регулярно занимается спортом. Подробнее – в материале kaluga.aif.ru
Без еды и воды
В февраля 1942 года самолёт Р-5 вылетел из Сталинабада (Душанбе) в Хорог. Из-за сложных погодных условий самолёт разбился в урочище Калаи Вамар на высоте 4500 м. На борту были пилот Василий Княжниченко, четверо мужчин (включая пограничников и сотрудников НКВД) и Анна Гуреева с двумя детьми — 10-летним Сашей и 6-месячным Валерием. Младенец после аварии скончался.
Выжившие оказались в снежной ловушке. Морозы до минус 30 градусов, разреженный воздух, нехватка воды и еды. Запасов пищи хватило ненадолго: 600 г масла, 1 кг колбасы, 1,2 кг сыра, банка крабов и три бутылки водки. Питались крошечными порциями, пили растопленный снег.
Через несколько дней Княжниченко, Масловский, Жуковский и Вихров (получившие лёгкие травмы) попытались найти путь к реке Пяндж, но безуспешно. Когда еда закончилась, мужчины решили идти за помощью, оставив Анну с детьми.
Во время перехода Жуковский сорвался в ледяную расселину и погиб. Трое выживших добрались до кишлака Матраун. От пережитого стресса или по другой причине никто из них не вспомнил об Анне с детьми. Лишь через два месяца по приказу из Москвы начались поиски.
В мае экспедиция во главе с мужем Анны Иваном Гуреевым нашла обломки самолёта. Анна, превратившаяся в «живой труп», выжила. Саша погиб ещё в марте — мальчик умер от голода.
О судьбе выживших мужчин остались разные сведения. По одним источникам, они получили разные сроки наказания, пилот был направлен на фронт в штрафной батальон. По другим – пилот после выздоровления сам попросился на фронт, где погиб. Анна год провела в психиатрической больнице, позже вышла замуж и дожила до старости в Таджикистане.
«Кожин и весь экипаж — боги»
Весной 1985 года восемь альпинистов, покорив две вершины, названные пик Аэрофлота и пик Поликарпова, спустили обломки самолёта на высоту 4300 м. Там их смог забрать за два рейса вертолёт, пилотируемый жителем поселка Воротынск Вениамином Кожиным.
«Когда мы подлетели к месту эвакуации, то увидели какие-то обломки. Перкаль отсутствовала, а фюзеляж и крылья за прошедшие десятилетия пришли в полную негодность. Визуально опознать можно было лишь двигатель. Всё деревянное сгорело. Увидел металл и дюраль, которые представляли собой смешанную конструкцию. В общем, была куча мусора.
На той высоте особенно не попрыгаешь. Весь самолёт по частям снимал, а двигатель весил 600 кг! Когда привёз остатки самолёта в Душанбе, то на земле нас встречали торжественно, с оркестром и цветами», — рассказывает Вениамин Кожин.
В книге «Раритеты «Рушанских гор» мастер спорта по альпинизму Евгений Лоренц вспоминает: «Все взлёты Ми-8 с этой площадки больше напоминают падения. Связываемся по радиостанции с Кожиным. У них всё в порядке, напоминает, что нам нужно отмаркировать площадку и сделать указатель направления ветра. Он сейчас привезёт остальной груз и участников экспедиции. Времени мало, скоро уже зайдёт солнце, а ведь вертолётчики должны закончить работу и прибыть в аэропорт за час до захода солнца. Послышался отдалённый рокот вертолёта. Нужно написать небольшую записку для собственного корреспондента «Воздушного Транспорта» — Ларенка, который будет находиться всё это время в Рушане, и следить за ходом событий. В записке пишем: «Кожин и весь экипаж — боги. Были у Р-5, много отдельных деталей, шлите мешки! Привет всем с высоты 4200.
Ми-8 делает два круга над цирком и осторожно садится, из него выпрыгивают остальные члены экспедиции. Принимаем оставшееся снаряжение и ложимся на него — чтобы не сдуло. Машков передаёт Кожину записку, и вертолёт «ныряет» вниз в ущелье. Отсюда, с площадки, кажется, что машина падает прямо в озеро, которое находится почти под нами, метров на 200-250 ниже. Почти над поверхностью воды вертолёт выравнивается, прекращая падение, и уверенно летит к каньону…»

Кстати
После реставрации в 1992 году самолёт едва не стал жертвой махинаций. Его удалось вывезти в Россию. Сейчас он экспонируется в музее Военно-воздушных сил в посёлке Монино.