Эта история вошла в летопись советской авиации как единственный случай, когда приводнение пассажирского лайнера обошлось без жертв. Это произошло 21 августа 1963 года в Ленинграде благодаря экипажу и лично второму пилоту Василию Чеченеву, посадившему аварийный самолет Ту-124 на реку Неву. В Ферзиковском районе Калужской области проживает внучка знаменитого пилота - Наталья Сушкова, которая поделилась с kaluga.aif.ru воспоминаниями о своём знаменитом деде.
Двигатели отказали
В тот день Ту-124 вылетел из аэропорта Юлемисте и взял курс на Москву. Но вскоре после взлёта экипаж обнаружил, что носовую стойку шасси заклинило в полуубранном положении. Обратная посадка в аэропорту была невозможна из-за внезапно сгустившегося тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить в ленинградском аэропорту Пулково. Ту-124 последовал к аэропорту на малой высоте. Все экстренные службы были приведены в боевую готовность: к грунтовой полосе, куда самолёт должен был сесть «на брюхо», прибыли пожарная техника и машины скорой помощи.
Когда лайнер оказался около Ленинграда, то начал облетать город на высоте около 500 метров, вырабатывая авиатопливо, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Экипаж в это же время пытался с помощью шеста через пробитое в полу кабины отверстие полностью выпустить заклинившую носовую стойку шасси.
На восьмом круге в 21 км от аэропорта Пулково левый двигатель остановился. Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт к аэропорту через центр города, но через короткое время остановился правый двигатель и лайнер начал планировать с высоты 500 метров над центром города. Экипаж решил попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Командир передал управление второму пилоту Василию Чеченеву, служившему в военно-морской авиации и имевшему опыт приводнения самолета. Перед приводнением второй пилот грамотно сориентировал Ту-124 и не допустил его заныривания и удара хвостовой частью об воду.
Ту-124 пролетел над домом №6 по Малоохтинскому проспекту, затем в четырёх метрах над мостом Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы. Для крепления буксировочного троса было разбито стекло в кабине экипажа. Пассажиры и экипаж эвакуировались из самолёта и позднее были отправлены в Москву.
Первоначально комиссия, расследовавшая причины аварии, возложила ответственность на экипаж, но позже обвинения с пилотов были сняты. Второй пилот Василий Чеченев после аварии был повышен до командира экипажа, а затем до КВС-инструктора.
Советские власти не торопились афишировать произошедшее и тем более называть это подвигом. Подробности появились только спустя много лет. Как и фотографии, которые потом чудом смогли сделать и сохранить очевидцы.
Феноменальная память
Внучка пилота Наталья Сушкова приехала из Тамбовской области в Калужскую в 2010 году после замужества. С тех пор работает медсестрой в приёмном отделении Ферзиковской участковой больницы. Василий Чеченев по материнской линии являлся родным братом бабушки Натальи. Проживал он в Москве.
«Мы жили в Тамбовской области, – рассказывает Наталья Сушкова. – Первый раз в Москву к дедушке поехали с мамой. Тогда мне было 11 лет (1992 год). Дедушка нас встретил, мы долго гуляли по Москве. Всё для меня было впервые – первый раз поехали на поезде, впервые увидела Красную площадь и, конечно же, своего легендарного дедушку. Он был весёлый, жизнерадостный. Его феноменальная память сражала наповал. Он помнил наизусть таблицу Сивцева (для проверки зрения) и даже место расположения букв на ней. Знал очень много стихов и мог рассказывать длинные стихотворения наизусть без запинки. Это удивляло и подкупало одновременно.
Настоящий герой
В конце 90-х состоялась вторая встреча. Дедушка приезжал к бабушке на свою родину – в Тамбовскую область. Жил там около недели. Наталье на тот момент исполнилось уже 16 лет.
«Историю с самолётом вспоминал нечасто, а если и заходил разговор, то становился серьёзным, а затем пытался перевести его в шутку, – продолжает рассказывать Наталья. – Но всё же одним воспоминанием со мной он поделился. Рассказал, как пытались опустить шасси: когда его заклинило, они летали по кругу над Ленинградом. В это время техник пробовал прорубить дыру в полу, чтобы подручными средствами опустить шасси. В ход пошла то ли швабра, то ли какая-то палка. Оно не поддавалось, потому что при взлёте выскочил болтик. Все заклинило наглухо. Вот так старались выйти из положения. До этого происшествия мой дед служил в морской авиации. Этот опыт оказался полезным. Поэтому командир отдал управление Василию Чеченеву. Экипаж стал переносить вещи из носа в хвостовую часть, так было проще посадить самолёт сначала на хвост».
«Считаю своего дедушку героем. С одной стороны, думаешь, как бы другой человек поступил? Конечно, он тоже стал спасать и себя, и пассажиров. С другой – не у каждого это может получиться», – сказала Наталья Сушкова.
Кстати, подобную ситуацию с посадкой авиалайнера пробовали повторить с помощью компьютерного моделирования. Оказалось, что компьютер не может справиться с этой задачей и посадить самолёт при данных условиях.
В тему
Из находившихся на его борту 52 человек (45 пассажиров и 7 членов экипажа) никто не погиб и не пострадал. О том происшествии впоследствии был снят документальный фильм «Чудо на Неве». 35 лет спустя, в 1998 году, участников приводнения Ту-124 на Неву пригласили в телепередачу «Как это было», где Василий Чеченев обмолвился, что «увлечённость» экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда авиатоплива ещё хватало до аэропорта. Ещё одной причиной аварии в программе было названо несовершенство датчиков указания авиатоплива.