Примерное время чтения: 9 минут
988

«Океанский призрак». Как учёный-ядерщик Лейпунский утёр нос американцам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Калуга № 50 13/12/2023
7 октября в Обнинске открыли памятник ученому.
7 октября в Обнинске открыли памятник ученому. / Александр Ульяненко / АиФ-Калуга

7 декабря исполнилось 120 лет со дня рождения знаменитого советского физика-ядерщика Александра Лейпунского (1903–1972). Учёный приехал в будущий Обнинск в 1949 году. Тогда это был сверхсекретный маленький городок. С того времени и до конца своих дней он — научный руководитель Физико-энергетического института (ФЭИ). 7 декабря, в Обнинске торжественно открыли памятник выдающемуся советскому учёному.

На быстрых нейтронах

Лейпунский
Лейпунский в 60-е. Фото: Из архива ФЭИ

Александр Лейпунский прославился ещё до войны. В 1930-е годы он вторым в мире расщепил ядро лития на ускорителе. Именно ему принадлежит мировое первенство в разработке реакторов на быстрых нейтронах. Этого достаточно, чтобы навсегда войти в историю мировой науки. Недаром его назвали «фундатором», то есть основателем.

Самое главное, что сделал Александр Ильич в своей жизни как учёный, – придумал реакторы на быстрых нейтронах. Эксперты-атомщики сходятся во мнении, что будущее мировой энергетики принадлежит им. Если объяснять на пальцах, особенность реактора на быстрых нейтронах вот в чём: в него закладывают топливо, получают энергию и... ещё больше топлива! Поэтому такие реакторы называют размножителями.

В нашей стране идеи Лейпунского воплотились в промышленном масштабе. Сейчас на Белоярской атомной электростанции работают быстрые реакторы БН-600 (1980 г.) и БН-800 (2016 г.). Американцы, французы и японцы дальше прототипов шагнуть не смогли. Быстрые реакторы — чуть ли не единственное направление в науке и технологиях, в котором Россия является мировым лидером. Основы же первенства заложил Лейпунский.

Александр Лейпунский (второй слева в первом ряду) с коллегами-учёными, 1930-е годы.
Александр Лейпунский (второй слева в первом ряду) с коллегами-учёными, 1930-е годы. Фото: Из архива/ Алексей Собачкин

Быстрый реактор сложен. Обычные тепловые реакторы Лейпунский иронично называл «самоварами», они ему были неинтересны.

Уже в 1955-м в обнинской лаборатории «В» (в 1961 году её переименовали в ФЭИ) построили первый в Европе опытный реактор на быстрых нейтронах с нулевой мощностью (БР-1). Чтобы он работал, было нужно 12 кг плутония — роскошь неслыханная, это, в принципе, две атомные бомбы! Проще было предоставить 12 тонн золота, но всесильный министр среднего машиностроения (атомной промышленности) Ефим Славский распорядился удовлетворить просьбу Лейпунского, он тому благоволил.

Первый в мире промышленный реактор на быстрых нейтронах БН-350 запустили в Казахстане в конце 1972-го, через несколько месяцев после смерти Александра Ильича. Эту установку уже вывели из эксплуатации.

«Он сделал сказку былью», — говорили о нём. Однако звезду Героя социалистического труда Лейпунский получил вовсе не за энергетические реакторы.

Убийцы ракетоносцев

В 1955-м американцы сделали первую в мире атомную подводную лодку «Наутилус». Через три года СССР ответил своей атомной лодкой К-3 «Ленинский комсомол».

подводная лодка «Ленинский комсомол».
Подводная лодка «Ленинский комсомол». Фото: Википедия

Главной задачей лаборатории «В» стала разработка лодочных реакторов (их тогда называли транспортными). Руководил научными работами Лейпунский. Он и настоял на принципиально иной схеме реакторов для подводных лодок со свинцово-висмутовым теплоносителем. Такая силовая установка позволила новой лодке К-27 уже в первом походе в 1963 году побить мировые рекорды по дальности подводного плавания и скорости. Вот за это Лейпунского и наградили звездой Героя социалистического труда.

Новые дороги гладкими не бывают. В мае 1968-го на реакторе лодки К-27 случилась тяжёлая авария. Последствия были кошмарными. Девять человек погибли от острой лучевой болезни. Лодка навсегда вышла из строя. Её затем затопили в Карском море. Лейпунский срочно прилетел на базу Северного флота и лично руководил работами по ликвидации последствий, «схватив» очередную дозу облучения.

В чём были причины аварии? Специалисты сходятся во мнении, что это было сочетание человеческого фактора и конструкционных недостатков. Высшее руководство страны стало смотреть на Лейпунского косо. Известны слова Дмитрия Устинова, руководившего в те годы военно-промышленным комплексом СССР: «Мы на Александра Ильича чуть ли не молились, а он обманул наши ожидания».

Лейпунский учёл ошибки. Получился шедевр корабельного искусства. Лодки проекта «705» — единственные в мире серийные атомные корабли с жидкометаллическим теплоносителем. Они получили красивые титулы «убийц ракетоносцев», «океанских призраков» стали головной болью американских моряков.

Подлодка проекта 705.
Подлодка проекта 705. Фото: Википедия

Таких подводных кораблей построили всего шесть, но этого оказалось достаточно, чтобы держать потенциального противника в постоянном напряжении. Лодки «705» обладали уникальными способностями — их скорость и манёвренность позволяли уходить от торпед. За 20 лет, пока эти корабли стояли на вооружении, на них никто не погиб!

Ядерное небо

Исторический девиз немецкой фирмы «Мерседес»: «В небесах, на земле и на море» вполне мог стать и девизом жизни Лейпунского. Учёный разработал не только энергетические реакторы и лодочные силовые установки, он поднял реакторы за облака и выше — в космос.

В 50-е годы одновременно в США и России разрабатывались бомбардировщики с ядерными реакторами. Перспектива была заманчивой — самолет мог находиться в воздухе сколь угодно долго, его возможности ограничивались только усталостью экипажа. В СССР для этой цели модернизировали самолёт ТУ-95. Расчет реакторной установки для него выполнил Александр Лейпунский. Но на этом дело остановилось. Проект оказался слишком дорогим, советская экономика его не потянула. «Эти работы потребуют такого же размаха, как это было при создании атомного оружия», — писал учёный.

Американцы, кстати, тоже остановили работы по атомному самолёту. Такая «игрушка» оказалась им не по карману. И получилось, что догонять стало некого, а самим идти вперёд — слишком дорого и опасно. В сухом же остатке следующее: Лейпунский доказал, что атомный самолёт возможен.

Судьба же космических аппаратов с ядерными реакторами оказалась более счастливой. В 1970-1980-е годы их было запущено более 30. А разработки начались еще в 1950-е годы под руководством Лейпунского. Благодаря его гениальным предложениям СССР стал мировым лидером в ядерной космонавтике.

Это были уникальные спутники-разведчики — они следили за американскими боевыми кораблями. У американцев был запущен в космос всего один подобный аппарат.

Памятник ученому открыли в 120-летнюю годовщину со дня его рождения.
Памятник ученому открыли в 120-летнюю годовщину со дня его рождения. Фото: АиФ-Калуга/ Александр Ульяненко

Александр Лейпунский умер от третьего инфаркта. Первый с ним случился ещё в 1955-м, после радиационной аварии в лаборатории «В». Всю ответственность за неё он взял на себя. Работал учёный на износ. Ему как-то сказали, что он неважно выглядит, а он ответил: «Меня с этой работы вынесут ногами вперед...» Так и произошло.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах