aif.ru counter
23.10.2019 15:52
202

Говорящие с небом. Калужские авиадиспетчеры о внештатных ситуациях и работе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Калуга №43 23/10/2019
Екатерина Кузьменко / АиФ-Калуга

Международный аэропорт «Калуга» вновь открылся в 2015 году. За безопасностью на взлёте и в воздухе здесь следят диспетчеры воздушного порта.

Свой международный день авиадиспетчеры отметили 20 октября. Сотрудники Государственной корпорации по организации воздушного движения рассказали «АиФ» о внештатных ситуациях и ежедневной непростой работе.

Непредвиденные обстоятельства

Диспетчер, выходя на связь с самолётом, задаёт ему схему посадки и высоту снижения, сообщает о радиотехнических средствах, по которым можно ориентироваться, или разрешает выполнять визуальный заход — когда экипаж видит полосу. При этом ко всем необходимым качествам вроде психологической устойчивости или крепких нервов прилагается многозадачность: одним ухом приходится слушать экипаж, другим — службы аэропорта.

Ну а как быть, если посадка внеплановая, если самолёт вообще не должен был здесь сесть? На этот случай тоже существуют инструкции. Калужским диспетчерам они очень и очень пригодились, когда командир экипажа пассажирского самолёта, летевшего из Черногории в Москву, почувствовал себя плохо, а потом и потерял сознание. Второму пилоту пришлось экстренно сажать крылатую машину в аэропорту «Калуга».

«Экипаж объявил сигнал бедствия на борту, он звучит как «mayday». Задача диспетчера в таких ситуациях — понять, что именно сказал экипаж, выяснить причину чрезвычайной ситуации, обеспечить самолёту внеочередной заход на посадку. Затем освободить воздушное пространство на пути следования и убрать с полосы самолёты, которые могут стать препятствием. Потом провести садящийся самолёт по самому кратчайшему пути», — рассказывает руководитель полётов Калужского центра обслуживания воздушного движения филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Андрей Матуляк.

Пригодится диспетчеру и знание медицинской терминологии — чтобы, если кому-то на борту требуется помощь врача, понять, должен ли это быть терапевт или, скажем, кардиолог. Термины из области медицины не всегда легко понять, даже если у члена экипажа и диспетчера один родной язык. Поэтому одно из важных условий работы в диспетчесрской службе — владение английским. Подтвержать языковой уровень требуется каждые три года, в Москве либо в Великобритании.

Другой руководитель полётов, Виктор Лыков, рассказывает, что во время его работы в орловском аэропорту в 1995 году произошла трагедия: командир экипажа частного самолёта, который перегоняли с завода в Смоленске в Воронеж, не внял предупреждениям диспетчеров о сложной погоде с туманом и обледенением и принял решение следовать по маршруту.

«Они не вышли на связь в расчётное время. Мы начали искать самолёт. А потом нам позвонили с поста ГАИ. Пилот потерял визуальную ориентировку в тумане. Экипаж и двое владельцев самолёта, четыре человека, погибли», — вспоминает Виктор Лыков.

Не все истории о попавших в беду самолётах заканчиваются хорошо.

Птицы, лисы и шары

Зрение, сердце, слух, давление, сосуды — всё это у будущего диспетчера должно быть идеальным. К слову, требования к здоровью практически не отличаются от аналогичных у пилотов. Хотя небольшое послабление по зрению или давлению ещё могут сделать. К тому же учат на обе специальности в одних и тех же учебных заведениях. Во многом совпадают предметы: лётно-технические характеристики, аэродинамика, воздушное право. Но, придя после учёбы на работу, не все выдерживают психологические нагрузки.

Профессия диспетчера, как и все специальности, связанные с риском и ответственностью, обросла своими приметами: в диспетчерском центре не звучит слово «последний», только «крайний». Самолёт никогда не садится, только приземляется. Да и друг другу диспетчеры не скажут «садитесь», только «присаживайтесь». «Садятся по статье», — мрачновато шутят здесь.

Рабочий день авиадиспетчера начинается с медосмотра: проверяется пульс, давление, кожные покровы, дыхание. Кстати, алкоголь можно себе позволить только в отпуске. Затем — инструктаж перед сменой. Руководитель полётов собирает всех, кто отвечает за безопасность полётов: группу обеспечения планирования воздушного движения, синоптиков, штурманскую службу, группу электро-и радиосветотехнического обеспечения, диспетчеров. Собравшимся рассказывают о воздушной и метеорологической обстановках. Диспетчерам достаётся несколько контрольных вопросов о порядке действий в кризисных ситуациях. Затем они принимают эстафету у предыдущей смены вместе с информацией о том, какой самолёт в какой точке находится, и какие команды и указания переданы экипажу.

Первая и важнейшая задача диспетчерской смены — обеспечить безопасность полетов между вылетающими, прилетающими и транзитными самолётами, но ради неё приходится держать в уме кучу задач поменьше. Так, в числе факторов, из-за которых садящийся самолёт могут отправить на второй круг, большие стаи птиц, выскочившие на полосу животные (обычно лисы) или воздушные шары. О животных и птицах приходится сообщать в одну из служб аэропорта. Пилотов шаров — просить приземлиться до пролёта самолёта, хоть их транспортные средства и сложны в управлении.

Зона ответственности калужан — нижнее воздушное пространство от белорусской границы до Смоленска. Этот участок надо знать как свои пять пальцев: особенности работы военных аэродромов, посадочные площадки аэродромов ДОСААФ или частных организаций, маршруты движения всей летающей техники в районе, включая беспилотники. Их полёты тоже согласуются через зональный центр в Москве, а потом эта информация передаётся аэропортам. Потому даже когда на взлётке аэродрома царит относительное затишье, диспетчеры отслеживают непрекращающееся движение в небе.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество