На прошлой неделе стало известно, что регион присоединится к федеральному проекту высокоскоростные «Речные магистрали», чтобы использовать транспортный потенциал Оки.
Пока на мели
Одна из красивейших рек страны начинается в Орловской области. Она протянулась на полторы тысячи километров до впадения в Волгу.
Калуга имеет давние традиции речного плавания. История судоходства по Оке насчитывает много столетий. В 1872 году купец 1-й гильдии Иван Ципулин организовал пароходное сообщение от Калуги до Серпухова. Через год, став владельцем пароходной пристани, купец открывает пассажирское и буксирное пароходство по реке Оке от Калуги до Каширы. От Калуги до Серпухова ходили пароходы «Ципулин» и «Дмитрий Донской», а от Серпухова до Каширы пароходы «Екатерина» и «Владимир».
Сегодня река не может похвастаться большой глубиной. В месте впадения в Оку реки Москвы глубина составляет 6,8 м, в районе Рязани есть места с глубиной до 10 м по судовому ходу. Калуга не располагает такими особенностями. В районе старого городского пляжа и улицы Воробьевской глубина составляет от 3 до 5 м, в районе Пучковского моста — до 4-х.
Из-за отсутствия финансирования Ока под Калугой уже как два десятилетия потеряла свой судоходный статус. Ещё в 2016 году, собирались сделать Оку судоходной, предпринимались попытки включить область в федеральную программу по углублению дна рек. Стоимость работ тогда оценили в 30 млрд рублей.
Чистые русла
Развитие речных магистралей является частью транспортной стратегии России до 2030 года. Начавшись в пилотном режиме в 12 регионах на Волге, в этом году планируется включить в маршрутную сеть Каму и Оку. Стоит отметить, это будут не туристические круизы, а именно пассажирские перевозки, ориентированные в первую очередь на скорость передвижения. Об этом сообщил министр транспорта Роман Старовойт. Для реализации федерального проекта «Речные магистрали» уже приобретено 18 земснарядов.
«Мы планируем с субъектами, кто заинтересован в реализации этого проекта, подписать соглашение, а также необходимо выполнить работы по дноуглублению», — рассказал глава минтранса.
Область рассчитывает присоединиться к проекту и готова использовать транспортный потенциал Оки для межрегиональных пассажирских грузовых и пассажирских перевозок по воде. Об этом сообщили на коллегии регионального минтранса.
Идею по включению калужского участка Оки в проект «Речные магистрали», предусматривающего расчистку русел рек для приведения их в судоходное состояние, поддержал и депутат Госдумы Геннадий Скляр. «Нам надо включаться, чтобы мы в этом проекте обязательно участвовали. Нельзя остаться на обочине. Всячески буду поддерживать включение наших предложений в тот проект, который сейчас обсуждается и в правительстве, и в Госдуме», — сообщил парламентарий.
Как считают эксперты, перевозка грузов речным транспортом будет обходиться значительно дешевле, нежели автомобилями или поездами. По словам доцента кафедры общего и проектного менеджмента факультета «Высшая школа управления» Финуниверситета при правительстве РФ Павла Лимарева, реализация проекта подтолкнет решение многолетних проблем, связанных с состоянием водных артерий: углубление реки, строительство и реконструкция имеющихся портов, причалов, строительство новых судов — все это будет работать на экономику регионов, входящих в проект.
Кстати
В Калуге пока пытаются использовать потенциал Оки. На маломерном теплоходе «Иван Ципулин» проводятся экскурсии вдоль живописных берегов реки с видом на купола церквей под названием «Окские истории». Иногда небольшой теплоходик садится на мель.