Зима, как всегда, пришла неожиданно. После сильных снегопадов город оказался парализован на несколько дней. Пока автомобилисты стоят в пробках, а пешеходы еле пробираются по нечищеным тротуарам, есть люди, которые на капризах непогоды неплохо заработают.
В чём соль?
Ежедневно на уборку улиц областного центра выходит около сотни специализированных машин и практически такое же количество дворников, которые сначала чистят от снега пешеходные переходы и остановки и только потом тротуары. Как сообщили в городской управе, работать стараются ночью, чтобы не доставлять неудобств жителям. Днём дороги посыпают смесью с увеличенной концентрацией соли. В общей сложности её закупили около 31 тысячи тонн.
На особо опасных участках таких, как крутые спуски, подъёмы или мосты, используют реагенты. По словам начальника управления городского хозяйства Александра Шпиренко, их количество в новом холодном сезоне увеличили до 2,5 тысяч тонн против 1,8 тысяч в предыдущем. Однако не все калужане согласны, что в борьбе со снегом все средства хороши.
«Из-за этих химикатов у многих аллергия и портится обувь. А если смесь попадёт на газон, то весной на нём, скорее всего, ничего не вырастет», — жалуется калужанка Светлана Минаева.
Но, как уверяют в городской управе, используемые в городе противогололёдные смеси ( в частности реагент «Бионорд»), сертифицированы и безвредны для экологии и здоровья.
Однако претензии у калужан не только к этому, но и к работе самой техники. Нередко можно увидеть, как снегоуборочные машины движутся очень медленно или вовсе стоят на месте, создавая пробки. Упрёки городские власти услышали.
«За передвижением техники можно следить на интерактивной карте. Пока портал работает в тестовом режиме. Зелёным цветом на нём отображается та техника, которая находится в движении, жёлтым — та, что стоит дольше часа», — рассказывает градоначальник.
Всего в систему занесли более 200 спецмашин, включая те, что перевозят рабочих и стоят в ремонте.
«Золотые» лопаты
Ну а пока автомобилисты и пешеходы увязают в пробках и снежной каше, находятся те, кто на плохой погоде неплохо зарабатывает. Среди них — частные извозчики. Цены на такси в снегопад взлетают в разы.
«Вызвать машину утром нереально: их либо нет, либо стоимость слишком высока. Приходится добираться с пересадками на автобусе», — рассказывает молодая мама Юлия Фролова. К слову, стоимость 20-минутной поездки по тарифу «Детский» во время снежного коллапса начиналась от 500 рублей. Если же требовалось преодолеть расстояние около 10 километров, ценник подскакивал уже до тысячи.
Сами извозчики, отвечая на жалобы горожан в социальных сетях, говорят, что во всём виноват… искусственный интеллект. Дорожные условия ухудшаются, количество вызовов растёт, а число машин не увеличивается, вот компьютерная система, оценивая соотношение спроса и предложения, и насчитывает завышенные суммы.
В прибыли — продавцы «снежных» лопат. Не надеясь на городские власти, люди сами расчищают дворы и проезды, выкапывают утонувшие в сугробах авто. Во время сильных снегопадов цена на инструменты взлетала аж до 800 рублей. Но в большинстве магазинов их сметали, не торгуясь.
Шанс подзаработать есть и у владельцев тракторов. Особенно востребованы их услуги в частном секторе, куда городские уборочные машины заглядывают не часто. На популярном сайте объявлений трактор можно арендовать за 1,5 тысячи рублей в час. Но, как правило, минимальное время работы спецтехники — не меньше двух часов. А это уже обойдётся более чем в три тысячи.
По прогнозам синоптиков, на этой неделе в регион снова придут снегопады, а это значит, что цены на услуги вольнонаёмных рабочих могут ещё подрасти.