Примерное время чтения: 6 минут
133

Запретить или возглавить? Самокатчики становятся причиной ДТП в Калуге

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Калуга №20 15/05/2024

Количество ДТП с самокатами по статистике растет с каждым годом. Это актуально для всех крупных городов, и Калуга – не исключение. Пешеходы передвигаются со скоростью 5-8 км/ч, а электросамокаты – 25-80 км/час по одним и тем же тротуарам. С началом теплого сезона практически каждый день приходят новости о ДТП и пострадавших в происшествиях с самокатчиками.

Что ни день, то ДТП

1 мая в Калуге на улице Луначарского самокатчик врезался в дерево. В этот же день, около девяти часов вечера, на улице Маршала Жукова в Калуге произошло ДТП с пострадавшим. Электросамокат наехал на пешехода.

5 мая 31-летняя калужанка получила травмы в результате ДТП, которое произошло на улице Кирова у ТЦ «XXI» век. Женщину сбил на тротуаре электросамокатчик. Ей оказана помощь на месте ДТП бригадой скорой. С места ДТП самокатчик скрылся. Личность виновника аварии установить не удалось.

6 мая на улице Гагарина в Обнинске 34-летняя женщина на самокате попала под колеса машины и была доставлена в больницу. Женщину сбил легковой BMW на пешеходном переходе. Дорогу она пересекала на самокате, не спешившись.

Калужская область «прославилась» и тем, что 20 марта этого года в Медынском районе случилось первое в регионе ДТП с участием самоката, закончившееся гибелью человека.

Электросамокат в центре Калуги
Электросамокат в центре Калуги Фото: АиФ-Калуга/ Виктор Комиссаров

Взять под контроль?

Электросамокаты стали проблемой на городских улицах. Горуправа Калуги сообщила, что в преддверии празднования Дня Победы, достигла договорённости с операторами о запрете парковки и движения электросамокатов 8 и 9 мая в местах проведения праздничных мероприятий. Летом планируется запретить пользоваться самокатами на определённых участках города, а также ввести ограничения скоростного режима.

Однако с решением этого вопроса городские власти значительно припозднились. Осенью прошлого года областная комиссия по безопасности дорожного движения рекомендовала городской управе Калуги организовать движение этого вида транспорта до начала летнего сезона 2024 года. 29 марта этого года с инициативой о запрете кикшеринга электросамокатов в городе выступила комиссия по безопасности дорожного движения при правительстве области.

 «Для обеспечения безопасности передвижения на СИМах (средствах индивидуальной мобильности) в Калужской области необходимо принятие соответствующих мер по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в городской транспортной системе. Продолжает иметь место хаотичное передвижение и оставление их на различных площадках. На территории областного центра не было сделано ничего», – считает начальник областного управления ГИБДД МВД России Алексей Холопов.

 По мнению Алексея Холопова, только полный запрет самокатов до тех пор, пока в Калуге не появится необходимая дорожная инфраструктура и законодательство, поможет решить эту проблему.

«Вам бы только запрещать»

Калужане активно обсуждают возможный запрет СИМов в социальных сетях.

Валентина Моторина: «Всем бы только запрещать. Есть люди, для которых это удобный способ передвижения и которые не нарушают правила дорожного движения, не мешают автомобилям и пешеходам. Запретить надо только самокаты, которые выдаются в аренду. И ввести возрастные ограничения на передвижение на этих самокатах либо сделать хотя бы специальные дорожки».

Natalya Tigress: «Запретить или привлекать к реальной ответственности за нарушение правил пользования электросамокатами. А то идешь пешком сбивают с ног, едешь на машине, кидаются под колеса».

Ольга: «Надо не запрещать, а навести порядок. Во-первых, малолетним не разрешать кататься, а если родители позволили, то штраф. Во-вторых, все самокаты как транспортное средство регистрировать в ГИБДД. В-третьих, ограничить скорость».

По мнению юристов, существует три способа решить проблему с самокатами.

Первый – введение полного запрета. Однако в данном случае нужно исходить из того, что сфера дорожного регулирования неподконтрольна местной власти. Вопросы дорожного движения в ведении федерального законодательства.

Второй – изначально принудительно ограничить в скорости передвижения программно-техническим способом электрические самокаты, принадлежащие кикшеринговым компаниям или покупающиеся частными лицами. Например, до 15 км/час. А транспортные средства, разгоняющиеся до или имеющие возможность разгоняться до максимальных величин, признавать источниками повышенной опасности со всеми вытекающими юридическими, организационными и административными последствиями. Полиция имеет право остановить самокатчика, проверить, стоит ли на учете данное транспортное средство, оштрафовать владельца, если он вовремя не оформил СИМ.  Все остальное по аналогии с другими ТС – парковка, госномера.

Третий – точечное вмешательство, договорное решение на региональном уровне. Кажется, именно по этому пути решили пойти калужские власти. При этом все понимают, что никаких действенных механизмов контроля за кикшеринговыми компаниями нет.

Городской голова Дмитрий Денисов против запрета самокатов: «Нужно создать условия, четкие правила игры и требовать безусловного исполнения».

Урбанист Кирилл Гусев: «СИМ в Калуге используется главным образом для развлечения, это не полноценная часть транспортной инфраструктуры города. Это упущенная возможность. Грамотно организованное движение СИМ сняло бы часть нагрузки с общественного транспорта и сократило бы число личных автомобилей. Но раз этого не произошло, относиться к СИМ приходится именно как к средству досуга. Значит, надо максимально обезопасить от них пешеходов и максимально затруднить использование тех же самокатов на дорогах общего пользования, где самокатчики подвергаются огромному риску. Подход к регулированию на сегодняшний день должен быть именно запретительный – так как на одной чаше весов у нас жизнь и здоровье людей, а на другой – удовольствие от быстрой езды и прибыль кикшеринговых компаний. Думаю, не надо объяснять, какая чаша должна перевесить. Тем не менее, я выступаю за строительство отдельных дорожек для СИМ, которые позволили бы использовать их безопасно и эффективно».

Кстати:

Электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) имеют правовой статус транспортных средств. С 1 марта 2023 года пользователи городских и личных самокатов должны соблюдать правила дорожного движения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах