Остерегаться нужно не только мошенников и жуликов. Порой даже в официальной и даже авторитетной компании могут предложить невыгодный договор. И хуже всего, когда под удар попадают пожилые люди.
Завлекательная удочка
Крик души одной из жительниц региона появился в соцсетях. Её пожилой маме в банке подсунули невыгодный договор страхования жизни. Обращение появилось в Интернете накануне Дня матери. По словам жительницы наукограда, ещё в сентябре текущего года, её пожилая родительница пошла в офис «Газэнергобанка» на проспекте Ленина в наукограде. Пенсионерка собиралась сделать обычный вклад. Но в банке её уговорили разделить деньги на две части, якобы для увеличения процентов по вложенным суммам. После этого сотрудница подсунула ей на подпись два совершенно разных договора. Один — обычного банковского вклада. Второй — страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода.
«Этот договор заключается на большой срок. Имеет множество нюансов. Для человека такого возраста с тяжёлыми хроническими заболеваниями, данный договор заведомо невыгоден (это ещё мягко сказано). А вот отказаться от него без существенных потерь невозможно», — подчёркивает Наталья Налетова.
Сама обнинчанка обнаружила эту ситуацию случайно. Вклад пенсионерка сделала 28 сентября, а на глаза её дочери договоры попались только 16 ноября.
У её мамы диагностированы нарушения зрения и снижение слуха, а эти деньги она собирала на операцию на глазах. Теперь Наталья планирует обратиться в прокуратуру и судебные инстанции, чтобы восстановить нарушенные права своей мамы.
Плата за заблуждение
В финансовых организациях порой можно столкнуться с тем, что под видом одного финансового продукта человеку продают другой, рассказывает управляющий калужским отделением «Банк России» Ирина Карлаш. Инвестиционное страхование жизни заключается в оформлении соответствующего полиса, но при этом часть денег вкладывается на фондовом рынке. Размер инвестиционного дохода при этом предсказать невозможно. А при досрочном расторжении ИСЖ человек рискует получить меньше денег, чем внёс в банк.
«Довольно часто люди подписывают договоры не глядя, веря на слово сотруднику банка. Но если человек поставил свою подпись под договором, получается, что он изучил все условия и согласен с ними. В таком случае будет очень непросто доказать, что вас ввели в заблуждение», — отмечает Ирина Карлаш.
При этом клиента вводят в заблуждение и не сообщают о важных особенностях предложенного продукта. Эти ситуации называются «мисселинг». В целом, подобное навязывание договоров не является нарушением закона. Однако, воспринимается как недобросовестная практика.
За 2020 год в регионе зафиксировано 24 жалобы на подобные действия финансовых организаций. Большая часть касается договоров инвестиционного страхования жизни. Как правило, у гражданина есть две недели с момента подписания документов, чтобы отказаться от навязанного или ненужного страхования.
В то же время в регионе уже есть успешные случаи расторжения ИСЖ после истечения так называемого срока «охлаждения». Адвокат Евгений Стёпин отстоял права своего клиента ещё в 2019 году. Мужчина также сделал вклад, но получил невыгодный полис инвестиционного страхования жизни.
«Это кабальный договор. Городской суд отказал. Но в вышестоящей инстанции мы использовали аргумент о том, что человека ввели в заблуждение и смогли доказать это», — подсказывает адвокат.
По его словам, к процессу оспаривания необходимо относиться внимательно. Доказать, что человека ввели в заблуждение сложно. К тому же потребуются и медицинские заключения, например, подтверждающие снижении слуха или зрения как у мамы Натальи Налетовой. Однако шанс расторгнуть этот договор в суде существует.