Примерное время чтения: 6 минут
89

Опасный фехтовальщик. Боевой Су-24 М стал экспонатом в калужском авиапарке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Калуга № 19 08/05/2024

Генеральный директор авиапарка Орешково Юлия Крылова недавно пригласила kaluga.aif.ru на экскурсию. Это первая девушка в современной истории России, которая начала свою лётную карьеру с реактивного самолёта, на котором налетала уже несколько сот часов. Нас познакомили с новыми экспонатами авиапарка в Воротынске. Среди них – грозный Су-24 М, которого до сих пор боятся на Западе.

Сверхзвуковые высоты

Журналистов пропустили через входные ворота и провели на территорию вместе с другими экскурсантами. Наша группа собралась рядом с интересным экспонатом — советским лёгким танком Т-60, разработанным в 1941 году на московском заводе под руководством ведущего конструктора Николая Астрова. Этот танк использовался при создании летающего танка-планера А-40.

Лёгкий советский танк Т-60, разработанный в 1941 году.
Лёгкий советский танк Т-60, разработанный в 1941 году. Фото: АиФ-Калуга/ Олег Цапенко

Пройдя по широкой дороге, выложенной искусственным камнем, мы оказались на стоянке, где были выставлены экспонаты музея. Наш гид, техник Владимир Ларин, пояснил: «Сегодня мы решили сделать акцент на новом экспонате — фронтовом бомбардировщике Су-24 М, расскажу о создании и истории этого самолёта. После того как системы противовоздушной обороны научились сбивать самолёты на больших высотах, конструкторы начали создавать самолёты для низковысотного прорыва систем ПВО. В 1977 году конструкторское бюро Сухого создало самолёт Су-24 М, который мог маневрировать на малых и сверхмалых высотах. При этом он поддерживал сверхзвуковую скорость. Для этого у самолёта была изменяемая геометрия крыла: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании, 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях».

Самолёт был принят на вооружение в 1983 году. Он имел взлётную массу 37 тыс. кг, летал со скоростью 1700 км/ч и мог преодолевать расстояние до 3000 км без дозаправки. На Западе этот бомбардировщик назвали «Fencer-D» («Фехтовальщик»)».

Грозное оружие

«Представьте себе этот огромный самолёт, летящий на высоте 200 метров над землёй со скоростью 1200 км/ч и несущий 8000 кг обычных боеприпасов, а в зимнее время — до 9000 кг», — рассказал Владимир Ларин.

Опытный техник показал балочный держатель, установленный на пилоне. Это довольно сложный механизм, в котором проложены электрические цепи, механизмы подачи импульса и замки для ракет. На держателе можно увидеть надпись: «Место ухвата под бак и спецгруз». Сюда подвешивалось самое грозное оружие современности — ядерное.

«После принятия на вооружение Су-24 М стал поступать в Западную группу войск, где его прозвали «Рашпиль», — продолжил рассказ гид. — А после участия в боевых действиях в Сирии его стали называть «Сирийский экспресс». 

Когда между СССР и Германией была достигнута договорённость о выводе наших войск, западные «партнёры» в первую очередь включили этот самолёт в подписанные документы, потому что помимо своих скоростных характеристик он мог работать по введённым координатам, что давало возможность самостоятельно наводиться на цель. Когда самолёт цеплялся за цель, по лазерному лучу наводились выпущенные средства поражения независимо от траектории полёта. По сути, это был боевой комплекс.

Снова в небо!

Нынешний экспонат в авиапарке построили в 1985 году. Он поступил на вооружение 688-го бомбардировочного полка, который в то время базировался в Латвии. После 48 часов полётов при посадке на аэродром пилот превысил вертикальную скорость. Самолёт сильно ударился о взлётно-посадочную полосу, из-за чего стойки шасси ушли внутрь и он получил повреждения силового каркаса.

Силами технической части полка (ТЭЧ) начали восстанавливать летательный аппарат. Сняли шасси и двигатели, но заводские конструкторы не подтвердили возможность дальнейших полётов, поэтому его признали ограниченно годным.

В 1985 году самолёт перегнали в Люберцы на завод, где он стал лабораторией. На нём отрабатывали всевозможные отказы авиационной техники. В этом году его демилитаризовали. При поддержке руководства Калужской области и Бабынинского района  он был передан в музей, где сейчас его собирают и приводят в порядок. Планируется восстановить его кабину. Техник авиапарка пригласил желающих посмотреть корпус самолёта через открытый технический люк, где ранее стояли одноконтурные одновальные турбореактивные двигатели с форсажной камерой третьего поколения АЛ-21Ф-3, каждый из которых выдавал 11 215 кгс на форсаже. Мы увидели довольно обширное внутреннее пространство в фюзеляже с местами для установки двигателей. Они были окружены сложным переплетением трубок и проводов.

Самолёт передали в авиамузей, где сейчас его приводят в порядок.
Самолёт передали в авиамузей, где сейчас его приводят в порядок. Фото: АиФ-Калуга

Здесь можно увидеть и бескамерные шины и АБС с датчиком оборота колеса шасси, и место, где устанавливался видеомагнитофон. Все эти технические новинки появились на этом самолёте еще в далёком 1983 году.

Владимир Ларин напомнил: «Эти самолёты до сих пор состоят на вооружении ВКС России и являются основой фронтовой бомбардировочной авиации». 

Кстати

В 2021 году снят российский художественный кинофильм «Небо» режиссёра Игоря Копылова, рассказывающий про российских лётчиков на Су-24 М. По сюжету турецкий истребитель коварно сбил наш экипаж в Сирийской Арабской Республике в 2015 году. Роль погибшего героя подполковника Олега Сошникова исполнил актёр Игорь Петренко. Фильм снят при поддержке Министерства обороны РФ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах