В крупнейшем в Европе арт-парке Никола-Ленивце в Дзержинском районе Калужской области ежегодно отмечают приход весны масленичным костром, в котором сгорает огромная инсталляция из дерева.
Символ весеннего солнца
Традиция родилась случайно. Когда нужно было избавиться от огромной сенной башни, её решили уничтожить огнём. Как поясняют сами организаторы, в этот день они призывают совершить акт самопознания, стать свидетелем перформанса, который никогда и нигде больше в мире не повторится.
Огонь в Никола-Ленивце не является символом ненависти или праведного гнева. В этот день огонь — мирное явление природы и главный участник карнавала. Его жар, взвихряющийся свет, всепоглощающая мощь — символ приходящего весеннего солнца после долгой русской зимы. Этой силе нужно отдавать не наскоро сделанную куклу, а нечто грандиозное.
Традиционно арт-объект к Масленице собирается из того, что удалось найти в округе.
«Жар-птица» и «Вавилонская башня»
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце 24 года назад. Тогда и появилась главная идея для местной Масленицы — обуздать неподатливый огонь, сделав его соавтором каждого произведения.
По-настоящему к делу приступили лишь в 2004 году. Тогда от масленичного огня пала «Медиабашня» сплетенная из лозы высотой 21 метр, напоминающая, по мнению организаторов, одновременно Эйфелеву башню в Париже и Шуховскую в Москве. Перформанс с её сожжением назвали «Укрощение огня, или Русский космизм».
В 2005 году Никола-Ленивец превратился в «Байконур». В этот год огню предали фрагменты пяти деревянных ракет — части инсталляции, созданной в рамках I Московской биеннале современного искусства из внутреннего дворика Третьяковской галереи на Крымском Валу. «Запуском ракет» отметили 49-ю годовщину освоения космоса.
Летом 2006 года здесь прошел первый фестиваль «Архстояние». Из сохранившихся после его проведения 16 арт-объектов огню предали три, в том числе набитую сеном полиэтиленовую трубу и небольшой деревянный домик. Считается, что именно тогда на Масленица арт-парк начал превращаться в известный теперь праздник с языческими корнями и современными перформансами.

В 2008 году зрителям представлен единственный объект, существующий до сих пор — 11-метровая чугунная «Жар-птица», пускающая языки пламени. Её разжигают ежегодно, правда, на Новый год. Для этого нужен грузовик сухих дров и пять часов укладки.
Объект 2009 года собирали дольше остальных. Он назывался «Гиперболоидная градирня». 18-метровый объект, похожий на разновидность тепловой электростанции, который неоднократно показывали на различных фестивалях, стал разваливаться и его решено было предать праздничному огню.
В 2017 году в Никола-Ленивце появился странный объект, где за деньги можно было ходить среди лабиринта дощатых стен, созданного из деревянные палет. Они и стали материалом для новой Масленицы высотой с пятиэтажный дом под названием «Пирамида».
В 2018 году огню предали самый неоднозначный объект с названием «Пламенеющая готика», в честь одного из направлений поздней готической архитектуры. 30-метровая основа для «Пламенеющей готики» была возведена из гибких веток ольхи. Представители православной и католической церкви сочли образ оскорбительным. Художник Николай Полисский объяснил, что сожженная конструкция не имитировала храм, а всего лишь отсылала к готической архитектуре и попросил прощения у всех, кого невольно обидел своей акцией.
В 2019 сожгли масленичный объект под названием «Бастилия». 20-метровую башню возводили 50 дней, при участии 15 человек из горючих материалов, в основном поддонов непригодных для вторичного использования.
В 2020 году в роли «масленичного чучела» выступил мост 20-метровой высоты, возведенный из сухостоя, поврежденного жуком-короедом и испорченных палет с производств Калужской области, соломы и деревянного строительного мусора. Высота объекта — 20 метров, а длина — 54. Перфоманс получил название «Сжигая мосты».

В 2022 году сжигали Вавилонскую башню, состоящую из бревен и хвороста. Деревянный объект подпалили необычным способом. По верёвке к верхушке башни подняли плетёный из хвороста шар, в который предварительно гости праздника поместили записки со своими желаниями. Чтобы отправить их прямиком в небо – к шару поднесли горящий факел, а перед тем, как запустить огонь, собравшимся вокруг зрителям предложили обняться с соседями.
Темой Масленицы в 2023 году стал Просвет или «Четвертая стена» от студии NOYD короткий метр. Куб высотой 19 метров был возведен по принципу мазанки из сена, старых веток, строительного мусора, старых дверей, досок, ящиков. До сожжения каждый посетитель мог заглянуть внутрь замкнутого пространства-колодца и полежать на сене, рассматривая небо. Как поясняли организаторы, Просвет — это слабый луч света в темном пространстве, и чтобы увидеть его, нужно повредить стену — физическую или метафорическую, заслоняющую источник света. «Четвертая стена» — понятие из мира кино, театра, литературы и живописи, символическая, грань между вымыслом и реальностью, миром искусства и повседневностью. Сломать четвертую стену — значит неожиданно разрушить границу между зрителем и произведением, заставить аудиторию рефлексировать.

В 2024 году на Масленицу сожгли «Чёрную гору» — 22-метровый вулкан. В основе конструкции: сено, берёзовые ветки, еловые столбы и верхушки деревьев – в дело пойдут только отработанные и ненужные материалы. До сожжения на вершину «вулкана» можно было подняться по внутренней лестнице, огибающей импровизированный «дымоход», по пути останавливаясь на трёх смотровых площадках с видом на заснеженные поля Никола-Ленивца. Впервые прототипом объекта послужило природное образование. Огненный перформанс «Извержение Чёрной горы» стало символом перехода от зимы к весне и повторяло реальное извержение вулкана – с чёрным дымом из жерла, искрами и пеплом из кратера и сходом огненной лавы.
Мельница Дон Кихота
В этом году в арт-парке Никола-Ленивец к масленичным гуляниям подготовили 26-метровую инсталляцию деревянный замок. Арт-объект получил название «Мельница». Построенная художником Николаем Полисским конструкция состоит из 24 башен-великанов с вращающимися лопастями. Зрители смогут изучить объект как изнутри, так и снаружи.

«Как бы ни размахивали великаны аршинными руками, как бы ни нависали над рыцарем, у них нет и шанса выйти победителями из этого сражения — вопреки замыслу классика и любой рациональности, — заявляют организаторы. — В новостной группе парка сообщили, что в конце дня «легендарный рыцарь сойдется в поединке с мельницами-великанами», поэтому гостям предлагают задействовать кольчужный дресс-код. После завершения праздника 1 марта арт-объект будет сожжен».