Примерное время чтения: 8 минут
816

До дна далеко. Старинный рабочий посёлок Дугна возрождается

Владимир Кормильцев / АиФ-Калуга

В этом году исполняется 333 года со дня первого упоминания посёлка. С ним связаны такие известные личности, как Пётр I, Никита Демидов и один из героев былин - легендарный разбойник Кудеяр. Когда-то в районном центре кипела жизнь, но со временем всё пришло в упадок. Есть ли будущее у дугнинцев? Чтобы найти ответ на вопрос, в Ферзиковский район отправился корреспондент kaluga.aif.ru.

Русская Венеция

От Калуги до Дугны мы ехали пятьдесят километров. На высоком правом берегу Оки нас встретил старинный рабочий посёлок. Его называют то русской Венецией, то русской Швейцарией. Внизу, словно в огромной чаше, как на ладони перед нами открылась удивительная панорама: река с плотиной, церковь, убегающие вдаль домики, камни и глина.

Кирпичная церковь Петра и Павла, с трапезной и колокольней, была построена в 1764 по заказу Евдокима Никитича Демидова на главном дворе Дугнинского железоделательного завода.
Кирпичная церковь Петра и Павла, с трапезной и колокольней, была построена в 1764 по заказу Евдокима Никитича Демидова на главном дворе Дугнинского железоделательного завода. Фото: Из архива/ Ферзиковская библиотека

Среди местных жителей бытует мнение, что название посёлка пошло от петли реки. При впадении речки Дугнянки в Оку последняя делает крутой поворот, похожий на дугу. Когда-то рядом проходила граница с Великим княжеством Литовским, а соседний древний город Любутск считался пограничным. Можно предположить, что слово «dugna» в переводе с литовского языка означает «дно». 

В посёлке часто можно встретить туристов из разных городов страны. Сюда едут смотреть плотину реки Дугнянки, понтонный и подвесные мосты, старинные постройки, любоваться гористой местностью, лесами вокруг, дышать чистым воздухом. И, конечно, бродить по развалинам старинного Демидовского чугунолитейного завода. 

Горнозаводчик Демидов

История посёлка неразрывно связана с постройкой мощнейшего предприятия Российской империи. Впервые завод упоминается в «отказных книгах» Пушкарского приказа за 1689 год.

Его строили довольно быстро. России нужны были пушки и ядра для войны с врагами. В 1690 году построили берёзовую кузницу длиною шесть сажень, дубовый ледник, приготовили запас строевого леса, завезли для забивки свай чугунную бабу. В 1701 году промышленник и любимец царя Никита Демидов лично побывал здесь. Именно он выбирал место для устройства своего железоделательного предприятия.

Никита Демидович Демидов. XVIII-в. Неизвестный художник.
Никита Демидович Демидов. XVIII-в. Неизвестный художник. Фото: Из архива/ Нижнетагильский Государственный музей-заповедник

Спустя шесть лет хозяин заложил доменный завод для плавки артиллерийских припасов с обязательством поставлять по сниженным ценам ядра, картечь, ружья, стволы и железо. Во времена Полтавской битвы русская артиллерия стреляла ядрами, отлитыми в Дугне. Вскоре и молодой российский флот получил выкованные здесь якоря и цепи, пушки и ядра, картечь. В Северной войне стреляли ими в шведов. 

Никита Демидов стал одним из главных помощников государя Петра I при строительстве Петербурга, жертвуя железо и деньги.  Горнозаводчик неоднократно переделывал доменные печи, чтобы увеличить выплавку чугуна. Всего завод выплавлял тогда до 150 тысяч пудов чугуна в год и до 17,7 пуда железа. 

Сохранился в Дугне и храм в честь святых апостолов Петра и Павла, построенный в 1764-м по заказу Евдокима Демидова при заводе. Существовала даже монашеская обитель во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Кандидат филологических наук, правнучка священника заводской Петропавловской церкви Маргарита Смольянинова рассказала про летопись протоиерея Александра Красноцветова, которая хорошо отражает жизнь Дугны в дореволюционное время. «Из материалов летописи становится очевидным, что жизнь посёлка целиком была связана с заводом, а церковь находилась в центре этой жизни. Есть сведения о простоях завода в связи с весенними паводками и с общим положением в стране. Так, в 1878 году «мастеровые дугнинские во время зимы терпели великую бедность, а вместе с ними и причт церковный», – поведала она.

Нам бы ещё мост!

До 1959 года Дугна являлась районным центром, была многолюдна. Особенно тяжёлыми стали 90-е. Закрылись больница, комбинат бытового обслуживания, пекарня, книжный магазин. Стали покидать посёлок и его жители. 

Ярмарка, 1928 год.
Ярмарка, 1928 год. Фото: Из архива/ Ферзиковская библиотека

Была и ещё одна трагичная история - в 2015 году чугунолитейный завод признали банкротом. Два года спустя местные жители мечтали, что новый хозяин восстановит старейшее предприятие страны. Однако тот решил его стереть с лица земли. Снесли и объект культурного наследия – старинный литейный цех, в котором отливали пушки и якоря для флота Петра I. Негодованию жителей не было предела, когда люди обнаружили, что новый хозяин дошёл и до реки. Дугнинцы вышли на защиту родных мест. Сейчас завод-призрак представляет собой лишь развалины. Власти ищут нового хозяина-инвестора.

Умер завод, стал умирать и посёлок. Здесь проживают чуть более тысячи человек. Из них более 90 детей учатся в средней школе. В Дугне работают отделение дома милосердия, детский сад, модельная библиотека, пожарная часть, почта, храм. В прошлом году капитально отремонтировали здание медпункта. Популярностью у подростков пользуется современная спортивная площадка. Есть два новых сквера отдыха и благоустроенный родник.

Видно, что местная и районная власти стараются вдохнуть в посёлок новую жизнь. В прошлом году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» произвели капремонт трёх дугнинских автодорог по улицам Заводской, Ленина и Садовой. 

«Одним из важнейших реализованных наших проектов стало благоустройство территории на улице Ленина, – рассказывает глава Дугнинской администрации Артемий Буланов. – Это проект поддержки местных инициатив. Мы обустроили тротуарные дорожки, установили 15 светильников. Стоимость составила почти 1,5 миллиона рублей.  Кроме того, произвели ямочный ремонт автодороги от реки Оки до села Богданино, подсыпали щебнем три автомобильные дороги и уложили водоотводные гофрированные трубы. В посёлке и двух сёлах отремонтировали уличное освещение. Уже получили  техусловия на уличное освещение в деревнях Судаково, Глебово и селе Дупли».

Думается, что у старинного посёлка есть будущее. Два года подряд здесь собираются туристы со всей страны и из-за рубежа, чтобы принять участие в пешем марафоне «Тропа мужества» («Кудеярова тропа»). Вскоре откроется и краеведческий музей Ферзиковского района. 

«В рамках программы комплексного развития посёлка Дугна запланировано строительство очистных сооружений, централизованных систем водоснабжения, канализации, уличных сетей освещения, Дома культуры, линий передачи данных для подключения к интернету, блочно-модульной котельной на улице Больничной, 11, универсальной спортивной площадки. Также в планах на этот год – расселение жильцов пяти квартир из аварийного жилфонда», – сказал глава администрации района Алексей Волков.

Однако многие автомобилисты жалуются, что иногда невозможно проехать по понтонному мосту. Из-за половодья его приходится разводить, обрывается транспортное сообщение с райцентром (Ферзиково). Часто во время нестабильного уровня воды в реке мост сильно поднимается или опускается. Дугнинцы мечтают о капитальном мосте, не зависящем от Оки и регулярном транспортном сообщении. Пусть их мечты сбудутся, а старейший завод страны обретёт настоящего хозяина!

Кстати
Над живописным берегом Днепра в Киеве стоит памятник князю Владимиру Святому – крестителю Руси. Пьедестал его отлит из чугуна рабочими Дугнинского завода.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах