27 марта – Международный день театра. В Калуге в 1777 году открыт один старейших театров России. В этом году он отметил 248 лет. Начало театру положило торжественное открытие Калужского наместничества, созданного по указу императрицы Екатерины II. Подробности — в материале kaluga.aif.ru.
Оперный дом
Фаворит императрицы, генерал-поручик Михаил Кречетников задумал создать свой малый провинциальный двор. Театр — «храм Талии и Мельпомены» — должен был занять самое достойное место в городе.

Купцом первой гильдии Тимофеем Шемякиным был подарен большой каменный, соляной и винный амбар на Тульской заставе у Жировского ручья. Кирпичный цоколь здания сохранился и сегодня (улица Салтыкова-Щедрина, 91а). Оборудовал двухэтажный купеческий амбар содержатель первого московского публичного театра и русский антрепренёр, драматург и полковник Николай Титов. На это ушло 1800 рублей из Приказа общественного призрения.
Для Оперного дома Кречетников выписал из Петербурга первых актёров — Василия Лукова, Ивана Ермолина, Егора Порываева и Николая Никитина. Первой актрисой калужского театра из Москвы стала Екатерина Третьякова, с которой наместник заключил договор на 240 рублей годового жалования.
Первый торжественный и праздничный спектакль «Пролог на открытие Калужского наместничества», написанный известным поэтом-масоном Василием Майковым, был поставлен вечером 19 января 1777 года.
По преувеличенному в три раза отзыву Кречетникова, премьера собрала 900 персон. Из них 150 калужских купцов расположились на верхнем этаже на особых местах. Партер вмещал кресла для 100 зрителей, на балконе могли разместиться в креслах ещё 200. И на следующие дни «ввечеру был спектакль». Однако загородное здание более походило на магазин, нежели на театр. Да и ездить к нему было далеко — за две версты под гору к Оке.
В 1784 году наместник пригласил из Петербурга в Калугу подполковника и литератора Пафнутия Батурина. В должности советника палаты гражданского суда тот стал заведовать калужским театром. Он и задумал построить новое каменное здание в центре города. Для этого даже удалось собрать с жертвователей и купечества 4 тысячи рублей. Проект одобрил и сам наместник.
«Безмерно самолюбив и славожаждущ»
Театр в Калуге быстро расцвёл. В постановках играли даже калужские чиновники. Однако последовала неожиданная отставка руководителя театра.
Вот как сам Батурин поведал в своих записках об этой странице калужских нравов.
«Кречетников был безмерно самолюбив и славожаждущ. Подарки и взятки играли чудодейственную и спасительную роль при вершении дел. Богатые купцы и дворяне чаще всего имели верное и надёжное прибежище у любовницы наместника Вельяминовой. Пожилой генерал давно не жил со своей бездетной женой, урождённой Дуровой, и завел любовную интригу с молодой красавицей Натальей Буниной, единокровной сестрой Василия Жуковского. Жена не давала наместнику развода, и он был принужден мириться с положением Буниной как любовницы. Тем более мать её не препятствовала связи дочери с могущественным наместником. Когда последствия близкой дружбы сказались в наружности влюблённой, то Кречетников подыскал одного промотавшегося дворянина, капитана в отставке Вельяминова. Ему предложил чины, хорошее место, поправить состояние и снабжать деньгами, если он изъявит согласие заключить брак с его любовницей. Новобрачная по окончании церковной церемонии была доставлена к любовнику своему. С молодым супругом случилось по пословице: «По усам текло, а в рот не попало». В итоге Вельяминов дорос до вице-губернатора, получил орден Владимира 3-й степени. Дом его, в котором он жил в Калуге с мнимой супругой, снабжался всем необходимым наместником».
У Батурина в Калуге появилось много бездарных завистников. По ложному навету Кречетников уничтожил проект постройки нового здания театра. Собранные пожертвования наместник повелел отдать в Приказ общественного призрения. На самом деле деньги достались моту-мужу красавицы, им любимой.
Театр просуществовал на Тульской дороге вплоть до 1790 года, затем он был перенесён в Городской сад (ныне городской парк культуры и отдыха).
Провал гоголевского «Ревизора»
В мае 1846 года город по приглашению калужской губернаторши Александры Смирновой-Россет посетили известный театральный актёр Михаил Щепкин и критик Виссарион Белинский.
Начало их путешествия из Москвы было неудачным. Его испортила плохая погода: шли дожди. Дорога из-за ужасной грязи испортилась. И, тем не менее, путники, проведя в пути сутки, прибыли в город 18 мая. Остановились гости в лучшей гостинице «Киев», а позднее — «Кулон», на Никитской улице (ныне — улица Ленина, 119).
Калуга в то время была небольшим провинциальным городом — всего 28 тысяч жителей. Немалое население составляло ещё и купеческое сословие. Лавок в нём насчитывалось почти 700, даже одна книжная. В черте города работало 29 фабрик и заводов: кожевенные, восковые и щетинные. Торговый оборот Калуги считался весьма серьёзным и доходил до 4 млн рублей серебром. В городе имелись гимназия, уездное училище, два мужских и три женских приходских училища, духовная семинария и духовное училище. Культурный уровень горожан оставлял желать лучшего.
По словам писателя Ивана Аксакова, два учителя гимназии воображали себя поэтами: один писал стихи, во что трудно было поверить, а другого он называл просто шутом. В кругу чиновников интересовались лишь карточными играми. Городские обитатели ничего не читали и ничем не увлекались. Выезжать им было некуда, а приличное общество отсутствовало. Общественное мнение в Калуге было таким слабым, что мошенники, которыми город изобиловал, с наглостью играли здесь важную роль.
Калужский губернатор Николай Смирнов часто бранил дух и характер провинциального общества, намереваясь его улучшить и воспитать. Большие надежды он возлагал на литературу и театральное искусство. В то время калужский деревянный театр «во вкусе столичного театра», построенный в 1842 году, находился на Садовой площади, к югу от семинарского корпуса в Городском саду. Вскоре, в 1851 году, он сгорел.

Премьерная постановка состоялась 19 мая. Накануне афиши объявили: «В здешнем театре будет представлена комедия «Ревизор» сочинения г-на Н.В. Гоголя». Городничего играл сам великий Михаил Щепкин, актёр Императорского московского Малого театра.
Первое представление прошло при довольно пустом зале. Объяснение было простым: дороговаты билетики для публики. Но, скорее всего, имя блестящего столичного актёра ни о чем не говорило сердцу калужан. Да и актёры, — разумеется, кроме Щепкина, — играли скверно и были невыносимо дурны. Зрительские аплодисменты были жидкими.
Цены билетов на второй спектакль — «Мирандолина» — пришлось снизить. Однако проблему наполняемости зала это не решило. Театр заполнился едва наполовину. Зрителей не прибавилось и на других представлениях — «Повар и секретарь» и «Филипп, или Семейная гордость». Зрители заняли всего один ряд и одну ложу.
Смирнов ужасно бесился. Губернатор самолично рассадил в креслах всех свободных актёров и служителей театра для виду. Супруга губернатора Александра Смирнова-Россет из ложи приказала публике хлопать всем актёрам.

Михаил Щепкин завершил свой театральный бенефис из восьми спектаклей в Калуге. Он играл роль Кочкарёва в гоголевской «Женитьбе», а также Бурдукова в «Тяжбе», однако так ни разу не собрал полный зал. Как правило, немногочисленными зрителями становились чиновники и местное неслужилое дворянство.
Рядовая калужская публика к представлениям осталась равнодушна. Газета «Калужские губернские ведомости» попыталась сгладить провал столичного актёра. «Немногие и только избранные могут вполне постигать и ценить высокое достоинство игры Щепкина, как немногие понимают создания Гоголя, — повествовал театральный рецензент. — Игра не может действовать на толпу, которая ищет только сильных ощущений».